Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 36

Именно в этом зале можно поводить вокруг березок русские хороводы, поиграть в интересные народные игры или просто посидеть спокойно и послушать русские народные мелодии (их записи на пластинках находятся тут же на столике, рядом с проигрывателем). А можно услышать в магнитофонной записи настоящих бабушек-прабабушек из далеких районов Приморского края, исполняющих свои далекие, старые песни. Их я записала несколько лет назад в один из летних отпусков, переезжая из одной деревни в другую.

Одним из любимых процессов русского творчества является чаепитие. И хоть чай налит в чашечки у подружек не настоящий, коррекция двигательных нарушений рук налицо: надо открыть кранчик у самовара, зажать в пальцах чашку с кружкой, поднести ко рту. И не беда, что пальчики еще не совсем слушаются девочек, а кружка иногда просто пляшет в ладошке. Ее очень ловко может подхватить другая, более здоровая рука. А если при этом напевать одну из знакомых русских песен или частушку, то вообще можно выполнить данное задание на "отлично" (фото №    ).

Совсем непросто вынуть из печи горшочек, подобрав определенный ухват по размеру, который так и норовит выскользнуть из пока еще неокрепших рук девчонок и мальчишек. Отвлекающим моментом может служить поговорка или пословица, частушка или хорошо знакомая русская народная песня, удачно подобранная к данной ситуации (фото №     ).

Бойким местом для девочек в фольклорном зале является и зыбка, колыбель, куда они устремляются сразу же как только входят в зал. Девочки любят напевать русские народные песни, колыбельные своим куклам-подружкам.

В процессе таких игровых ситуаций у них развивается речевая активность, формируется умение передавать в пении определенный темп и ритм, развивается музыкальный слух, активность и самостоятельность.

Этот по-настоящему чудо-зал мы оформляли несколько лет. Вот что находится у нас в фольклорном зале: русская печь; горшки, чугуны; ухваты, кочерга, топоры; ушат, лоханка, шайка; вазы, кадки; забор, плетень, шест с петухом; колодец; коромысло с ведрами; люлька, зыбка; прялка; сундук; игрушки-самоделки; свечи; дорожки, (самотканные) коврики; русские народные инструменты; колокола; костюмы; салфетки, цветы, подсолнухи; платочки, балалайки, рушники; самовар с чайным набором; лавки; березки, клен для хороводов; постель для люльки; патефон, проигрыватель, магнитофон с записями русских народных песен; пособия для танцев, игр, хороводов (веночки, платочки, балалайки, веточки, ложки, цветы, ленточки, колокольчики и т.д.).

Все эти предметы описаны нами в чертежах, рисунках данного пособия (рис.     ).

Зачастую получаем множество вопросов: где покупали, как изготовляли, из чего, каким способом и т.д. Вот почему считаем необходимым остановиться на этих столь важных аспектах подробнее.

Целый год мы вместе со школьниками, посещавшими ансамбль ложкарей, мастерили игрушки из папье-маше. Дети с желанием оставались после занятий, приходили в зал в свободное от занятий время. В течение всего учебного года часть зала занимала наша мастерская с бумагой, замазкой, нождачной бумагой, клеем, ножницами, тазами, ведрами и т.п. Постепенно появились неваляшки от 70 до 100 см, чебурашки, зайцы, медведи. Все это мы мастерили с помощью различных мячей. Например, для туловища большой неваляшки и медведя брали самые большие надувные мячи. Наносили три слоя мелко порванной газеты на воду, затем слоев 7-8 такой же газеты или тонкой бумаги на клейстер. Давали высохнуть. Через оставленное отверстие сдували шар и вынимали его. Для головы использовали средних размеров резиновый мяч (обязательно очень упругий) и выполняли ту же операцию с бумагой. Высушив, разрезали пополам (очень осторожно, чтобы не был разрезан сам мяч). Мяч вынимали, а бумажные половинки по контуру склеивали. Для рук и лап использовали маленькие мячи. На уши медведю годился такой же мяч, как и на лапы, но мы половинки уже не соединяли вместе, а приклеивали отдельно каждую на место уха.