Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 15

·  провели мероприятия, посвященные Дню защиты детей, Дню матери, Дню семьи, Дню инвалида, дискотеку для инвалидов;

·  провели 3 профильных лагеря для детей-инвалидов «Мечта»: зимний на 100 человек, летний на 320 детей (3 смены) и осенний лагерь на 120 человек.

Вместе с тем, коллектив центра, во главе с Корчагиной В.Н. столкнулись с определенными проблемами, которые типичны для всей отечественной практики.. В типовой документации центров и отделений, нет единой номенклатуры делопроизводства, однако статус областного центра предполагает необходимость функционирования методической службы  для всех существующих и вновь создаваемых реабилитационных центров. Подобное направление необходимо для областных центров, чтобы обобщать опыт работы, находить и определять наиболее нужные и важные направления работы, помогать в создании новых методик, программ, главная цель которых – профилактика инвалидности и реабилитация детей, имеющих инвалидность.

Не менее проблемная ситуация в работе некоторых центров – это отсутствие детей в центрах. Ежедневное посещение центров осложняется из-за транспортных проблем, а также в силу  некорректного определения регламента работы центров. Выяснилось, что многие центры работают только несколько дней в неделю, до 17 часов. В субботу и воскресенье вообще не работают. Вместе с тем, в Положении указывается, что ребенок посещает Центр в свободное от учебы время.

В данном контексте интересен опыт  Рязанского городского центра социального обслуживания населения и в частности организация службы социального такси (рук.Т.А.Яичникова). Одна из функций данной службы – транспортировка в установленном порядке детей-инвалидов к отделению социальной реабилитации детей-инвалидов «Золотое зернышко» . Благодаря возможности использовать социальное такси был также осуществлен проект новогодних поздравлений детей-инвалидов на дому совместно с волонтерами Центра «Содружество»  и студентами кафедры социально культурной деятельности Рязанского филиала МГУИ ( рук.Соловьев А.В.)

Многие специалисты центров ощутили необходимость  разрабатывать новые направления, и не ограничиваться диагностическими и медико-социальными  аспектами.  В частности, социальным педагогом Трещаловой Л.М. Сочинского территориального центра  активно  развиваются этнопедагогическое и прикладное направление, разработаны арттерапевтические технологии  изонити  и плетения из кукурузного листа. (см. Приложение № )

Рязанский Центр восстановительного лечения и реабилитации детей, страдающих ДЦП  активно сотрудничает в декоративно-прикладным центром «Рязанский Оберег»,развивая  технологии глинотерапии(рук. О.В.Шустина). Формы педагогической работы коррекционно-развивающей направленности данного центра разнообразны: трудотерапия – обучение различным видам продуктивной деятельности, эстетотерапия – занятия творчеством, развитие эстетического видения и т. п., иппотерапия – верховая езда, музыкальные занятия, кукловождение, развивающие занятия разного рода – от занимательной математики до бесед и лекций, расширяющих общую осведомленность ребенка

Эффективность работы реабилитационных центров – тема весьма актуальная,  т.к. на работе данных учреждений замыкаются интересы не только детей, но и родителей, общественных организаций социокультурной реабилитации инвалидов.

Характерной чертой современного отечественного опыта социокультурной реабилитации детей-инвалидов  - развитие общественных организаций и фондов, которые во-многом опередили  формирование  сети государственных социально-реабилитационных центров и стали базой развития данных специализированных учреждений.. Подтверждением тому явились проведенные в 2001 г. по инициативе ЮНИСЕФ конференция «Гражданское общество – детям России» во главе с Э.Панфиловой, II Всероссийский  Конгресс «Мир семьи», Гражданский Форум и др.

К примеру, вышеуказанный  Волгоградский Центр «Вдохновение» возник на базе региональной общественной организации детей-инвалидов «Аленький Цветочек».