Реализация политики такого рода предполагает организационное взаимодействие ряда ведомств, ответственных за социокультурную реабилитацию и адаптацию инвалидов, за повышение качества их жизни. Необходима разработка и реализация региональных программ, ориентированных на обеспечение инвалидам условий для полноценного включения во все доступные для них формы культурной деятельности.
Начнем прежде всего с утверждения, что на самых различных уровнях, начиная с семьи и кончая муниципальными центрами реабилитации, несмотря на создание необходимых условий для медико-оздоровительной, психологической, семейно-бытовой реабилитации, у специалистов, педагогов, родителей и самих детей до сих пор остаётся не преодоленным порог интеграционной апатии.
Оставим в стороне реалистическую оценку целого ряда объективных факторов, которые служат причинами данного явления. Среди них – особенности разного рода естественных ограничений в здоровье детей, определяющих пределы их интеграции и необходимой дифференциации в социально-культурном отношении; рассогласованность в действиях специалистов реабилитационных центров, школьных учителей, родителей; отсутствие приемлемой материально-технической базы для коррекционной работы с ребенком в домашних и школьных условиях и т.д.
Оставим в данном случае в стороне и неоднократно повторяемый на многих семинарах и конференциях тезис о том, что уровень оптимальной среды для полноценной творческой самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья всегда был и повидимому надолго останется показателем степени цивилизованности развития общества, в которое включен ребенок.
Остановимся на совершенно определенном аспекте в постановке вопроса. Поскольку социально-культурную среду мы однозначно ассоциируем с понятием «жизненный мир ребенка-инвалида», влияющий на его здоровье и личностное развитие, поскольку этой категории детей придется рано или поздно жить в открытом обществе – достаточно ли эффективна отдача использования имеющихся возможностей и резервов, традиционных и новых технологий не только в области коррекционной педагогики ( как опорной, базовой для всех реабилитационных моделей работы с этим возрастом), но и в его творческой реабилитации, самоутверждении и самореализации посредством творчества.
В качестве методологического стержня предлагается избрать человекоцентристский взгляд на процесс организации творчества ребенка с ограниченными возможностями в условиях социально-культурной среды, создаваемой усилиями педагогов и родителей как в семье, так и непосредственно в реабилитационном центре. Основу такого человекоцентристского подхода, которым отмечена деятельность сотрудников социальных учреждений и членов семей детей-инвалидов в территориях, которые служили базой нашего исследования, составляют, по нашему мнению, два исходных положения.
Первое – ребенок с ограниченными возможностями представляет собой одну из главных ценностей цивилизованного сообщества, это личность со своим характером, мотивацией, склонностями, которой нужно помочь раскрыть себя.
Второе – в контексте нашего исследования реабилитационный центр и семья, занимающиеся с таким ребенком, обретают единый социально-психологический и педагогический статус «расширенной семьи», поскольку весь смысл своей деятельности видят в максимальной поддержке и развитии его инициативы во всех видах творчества, забота о ребенке-инвалиде составляет основную часть их жизни, определяя её уровень, окружение, интересы, досуг, болезни, условия, в которых они живут до и после ухода на пенсию.
В процессе анализа опыта сочинских центров («Виктория», «Жемчужинка» в Адлере и др.), посещения семей детей инвалидов и встреч с родителями мы пытались испытать на прочность ту чудодейственную ось, которая соединяет или, по крайней мере, должна соединять потенциал специализированных учреждений, располагающих опытными специалистами-энтузиастами и оборудованием, и семьи с её внутренними социализирующими и реабилитационными ресурсами. Отделив социально-культурную реабилитацию от смежных направлений (медицинской, психологической, трудовой, бытовой и т.д.), мы сконцентрировали внимание не только на использовании эстетических средств художественной культуры и природных факторов, но и на резервах мобилизации творческих возможностей ребенка и подростка-инвалида.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.