Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 66

Физическая деятельность является в этом смысле подготовительной деятельностью. В результате её приобретается физическая подготовленность, позволяющая успешно овладевать трудовыми операциями, продуктивно трудиться, решать другие практические задачи в жизни, требующие совершенных двигательных умений и навыков, развитых физических качеств и работоспособности.

Как совокупность предметных ценностей, физическая культура представлена материальными и духовными ценностями, созданными в обществе для и в результате обеспечения необходимой эффективности физической культурной деятельности. На каждом этапе развития физической культуры они составляют её ценностное содержание, в этом качестве они являются для каждого, кто приобщается к физической культуре, предметом освоения, использования и дальнейшего развития. Речь идет, в частности, о видах гимнастики, спорта, двигательных видах игр, многочисленных разновидностях и комплексах физических упражнений, вошедших в прикладные и другие разделы физической культуры.

На длительном пути развития содержание и формы физической культуры постепенно дифференцировались применительно к различным сферам общественной жизни и деятельности (образование, материальное производство, служебная, деятельность, быт и здоровый отдых, медицина, и т.п.). Это выразилось в формировании ряда социально значимых компонентов и разделов физической культуры – школьной, бытовой, производственной, рекреативной, лечебной и др. По мере продвижения научно-практической разработки, оснащения методическими, техническими и другими средствами возрастает эффективность этого социально-культурного института, совокупности его эффективных средств и методов реализации образовательных,   воспитательных, оздоровительных и других задач, существенных для общества и личности.

Наряду с другими видами социально-культурной деятельности существенную ценность в сфере физической культуры приобретают непосредственно связанные с ней специальные научно-прикладные знания, принципы, правила и методика использования физических упражнений, этические правила и нормы в процессе физической культурной деятельности, спортивные достижения, материально-технические условия, физкультурно-медицинское обеспечение, физкультурно-спортивная информация, произведения искусства, отображающие явления физической культуры, спортсооружения, оборудование, инвентарь и т.д. Многое из названного имеет отношение не только к физической культуре, но и к другим смежным областям социально-культурной сферы.

Физическая   культура, как   вид социокультурной деятельности, характеризуется совокупностью полезных для общества результатов её использования и культивирования её предметных ценностей в обществе. К таким результатам можно отнести физическую подготовленность (как результат физической деятельности), достигнутую на её основе степень совершенства двигательных умений и навыков, повышенный уровень развития жизненных сил, спортивные достижения и другие полезные для личности и общества результаты приобщения к физической культуре.

Физическая культура может существовать и существует не только в форме деятельности,   но   и   в   качестве   внутреннего   состояния   человека, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в персонифицированной форме).

Наиболее существенным результатом полноценного использования физической культуры, реальным в условиях органического внедрения ее в социальный образ жизни, является достижение комплексных показателей физического развития человека, которая выражает высокую степень развития    индивидуальной физической одаренности, согласуется с закономерностями  развития личности и долголетнего сохранения здоровья.

Критерии физического совершенства имеют конкретно исторический характер. Они изменялись и изменяются в зависимости от стадии социального развития в соответствии с реальными требованиями общества.