Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 99

Характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения. По этой причине размеры социальных выплат  должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства, то есть с учетом критерия экономической эффективности. Он определяется объемом социальных расходов и размерами отчислений на их финансирование, которые соотносятся со всеми макроэкономическими показателями - валовым общественным продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения. Совершенно недопустимо  наращивание социальных расходов за пределы налоговых поступлений и превращение их в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции.

Величина социального пособия и сам факт его выплаты не должны создавать ситуацию, при которой получение пособия оказывается предпочтительнее получения заработной платы, а превышение оптимальной величины отчислений на социальные цели не должно провоцировать снижение эффективности общественного производства.

По расчетам специалистов, в современных условиях эффективность выплат из фондов социальной защиты максимальна тогда, когда суммарные отчисления на социальные нужды составляют порядка 25%. Каждый процент прироста социальных отчислений от фонда оплаты труда сверх оптимальной величины приводит к снижению эффективности экономики. Эта зависимость очевидна и ее определяют три фактора.

- сокращение абсолютных размеров оплаты труда вследствие роста отчислений уменьшает стимулирующую роль заработной платы,

- обеднение потребительского рынка снижает стимулы трудовой активности населения,

- высокий уровень социальных выплат оказывает антистимулирующее воздействие на уровень интенсивности труда населения.

В случае отсутствия учета коэффициента экономической эффективности  исчезает само перераспределение, заменяемое чисто инфляционным повышением номинальных доходов. Едва ли выиграет тот, кто получит денежные добавки, ибо они будут быстро уничтожены ростом цен. Остальные наверняка проиграют, ибо в отношении суммарного дохода (текущее потребление плюс сбережения) механизмы и открытой, и подавленной инфляции действуют не избирательно, снижая благосостояние всего населения.

Если государство, собирая налоги и передавая их беднякам или многодетным семьям, недопустимо уменьшает доходы тех, кто участвует в создании продукта, оно тем самым ослабляет мотив, стимул работать или вкладывать капитал в развитие производства. И чем слабее этот мотив, тем, при прочих равных условиях, ниже эффективность экономики, следовательно, скромнее тот объем денежных и материальных ресурсов, который потом уходит в перераспределение.

Наряду с задачей постепенной оптимизации отчислений на социальные нужды не менее актуальна задача оптимизации структуры аккумуляции и распределения средств на социальные нужды. Выполняя свои обязательства перед населением, государство должно действовать предельно осмотрительно, ибо не исключены глубокие, контрпродуктивные деформации механизмов рынка, способные обернуться замедлением экономического роста и ускорением инфляции. Это нанесет ущерб всем, включая и тех, ради кого затевалось само перераспределение доходов. Более того, когда непомерные социальные расходы тянут за собой повышенный уровень налогообложения, дает себя знать неприятный макроэкономический эффект - устойчивый дефицит сбережений, которые образуют финансовую основу расширенного воспроизводства, делают невозможным инвестиционный процесс.

При этом становится актуальным критерий общественной целесообразности, суть которого в том, что контингент социально защищаемых государством лиц должен быть ограничен теми, кто по объективным причинам полностью или частично лишен возможности самообеспечения.