Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 84

Как показывает опыт развитых стран, деятельность частных учебных заведений находится под контролем государства. В Великобритании педагогам предоставлено право самостоятельно определять напряженность программы для каждого ученика. Во Франции программа едина для государственных и частных школ, разрешено лишь вводить дополнительные курсы и вести занятия с мелкими группами учеников, а также практиковать индивидуальные уроки.     

С 1992 года идут изменения и в сфере высшей школы. Увеличивается доля внебюджетных форм образования по двум направлениям: обучение на коммерческой основе в государственном вузе и создание негосударственного сектора высшего образования. Это вызвано изменениями экономической и политической системы, снижением потребности в выпускниках по традиционным специальностям, снижение уровня бюджетное финансирования, необходимостью в дополнительном образовании по экономическим, юридическим, налоговым, таможенным и другим сферам деятельности.

Складывающаяся система внебюджетного негосударственного образования показывает, что она носит альтернативный характер государственной образовательной системе. Основной отличительной особенностью негосударственных образовательных учреждений является способность оперативно реагировать на социально-экономические потребности общества, удовлетворять нереализованные государственным образованием запросы населения на различные виды, специфику образования. (Москвин В. Внебюджетные формы образования: проблемы и перспективы. //Российская Азия, 1995. - №38.)

Каждое высшее учебное заведение в современных условиях должно иметь собственную образовательную концепцию, которая позволит ему реализовать свой уникальный потенциал. Изменена парадигма образования: раньше был принцип «образование на всю жизнь в вузе», теперь - «образование через всю жизнь». Особая ценность нашего образования в его системности. Универсальным показателем, отражающим уровень экономического развития, выступает количество  студентов на 10000 населения.  В 1985 году он составлял 202, а к 1995 году снизился до 180. С этого периода значение указанного показателя опять начало возрастать.

Формирование «социального заказа» на будущие кадры перенесено в регионы. В прежнее время региональные власти обращались в центр для того, чтобы получить специалистов с высшим образованием и за счет этого решить свои проблемы. Теперь они стремятся сами решать задачи подготовки кадров за счет собственных ресурсов. Регионы могут содействовать решению по реорганизации, объединению местных вузов в крупные единые региональные университеты. Вуз должен сам изначально принять решение о концепции своего развития. В ведении ведомства  остаются базовое финансирование и содержание подготовки. Для придания логики и законности финансирования вузов министерством введена рейтинговая система, система аккредитации. По сути - это ранжирование учебных заведений по степени их поддержки со стороны государства.  

Формирующиеся рыночные отношения вызывают необходимость адаптации системы образования к новым условиям. Это процесс постепенный  и достаточно сложный. Речь идет о необходимости изыскивать  дополнительные источники финансирования деятельности учебных заведений. В условиях конкуренции со стороны негосударственного образования надо совершенствовать  структуру и качество образовательных услуг, предоставляемых традиционными образовательными учреждениями.

В плановом хозяйстве была сформирована система образования с инерционной структурой. Желаемая система должна соответствовать структуре и механизмам рыночного хозяйства. В качестве регулятора развития системы образования  видоизменяются потребности населения.

Происходит переход от критериев типа «всеобщности», «производственности», «политехничности» к ориентации на нужды учащегося и конкретные возможности, имеющиеся в доступной для него сфере приложения способностей.

К образованию предъявляются комплексные требования по социально-экономической эффективности. Внутренняя эффективность характеризуется критерием экономии использования ресурсов, внешняя - качеством «продукции» и сопряженностью ее с требованиями экономики, величиной вклада в увеличение общественного продукта.