Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 76

Таблица 1

Число зарегистрированных плательщиков взносов на ОМС

01.01.95г.

01.01.96г.

01.01.97г.

01.10.97г.

Число плательщиков

1530016

2341091

2900286

3571603

Гришин В. Полное исполнение закона позволит улучшить ситуацию //Экономика и  жизнь,1998. - №4.

Уплаченные взносы аккумулируются в Федеральном  фонде и территориальных ФОМС, а затем распределяются между страховщиками согласно так называемому «подушевому нормативу». Этот термин означает, что собранные средства просто делятся на общее число застрахованных на данной территории. А затем умножаются на число застрахованных данной страховой компанией. Страховая компания, в свою очередь, обеспечивает предоставление медицинских услуг застрахованным и расплачивается с лечебными учреждениями. С этой целью ежемесячно в страховую компанию из лечебных учреждений поступают реестры на медицинское обслуживание клиентов с расшифровкой процедур и сроков лечения. Кроме этого страховщики осуществляют независимый вневедомственный контроль качества этой помощи, стимулируя медицинский персонал соблюдать современные требования к лечебно-диагностическому процессу.

В рамках обязательного страхования страховщик действует на основе лицензии, выданной Росстрахнадзором и дающей право осуществлять  ОМС на определенной территории. С субъектами ОМС - страхователем, ТФОМС и лечебным учреждением - страховая компания работает на основе соглашений, установленных  нормативными документами. Это, к примеру, «Типовой договор о финансировании ОМС». Помимо организации медицинских услуг и оплаты лечения в обязанности страховой компании входит контроль качества медицинской помощи.     

Территориальные ФОМС созданы во всех регионах РФ. В настоящее время в связи с разной степенью готовности территорий к реализации закона «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ» и поэтапностью его введения сложилось несколько организационных схем взаимодействия участников и субъектов системы ОМС.

19 территорий РФ осуществляют ОМС по законодательной схеме. В договорных отношениях принимали участие: страхователь - ТФОМС - СМО - ЛПУ. Такая схема действует и в Новосибирской области.

В 36 территориях РФ закон реализуется по двум схемам договорных отношений: страхователь - ТФОМС - СМО - ЛПУ - застрахованный либо страхователь - ТФОМС - филиал ТФОМС - ЛПУ.

В 17 территориях РФ закон реализуется практически без участия СМО: страхователь - ТФОМС - филиал ТФОМС - ЛПУ. В ряде территорий страховщики работают, но их роль минимальна.

В 16 территориях РФ собранные ТФОМС распределялись между медицинскими учреждениями по указаниям органов здравоохранения без учета экономической  обоснованности, то есть закон реализуется в основном в части сбора средств, сохраняя прежний затратный механизм финансирования лечебно-профилактических учреждений.

В Нижегородской области ТФОМС не образован, средства собираются налоговыми органами и направляются в органы управления здравоохранением.

В Новосибирской области ОМС введено в 1991 году. Отношения в системе обязательного медицинского страхования регулируются  «Правилами обязательного медицинского страхования граждан на территории Новосибирской области». Согласно ним созданы ФОМС и специализированные страховые компании, граждане получили страховые полисы, разработана территориальная базовая программа обязательного медицинского страхования. Работодателями перечислялись средства в ФОМС за работающих, интересы неработающего населения бюджетными средствами не обеспечивались. ФОМС  не получал положенных ресурсов и не платил лечебным учреждениям за неработающих граждан, ставя их в неравное положение с работающими. Принятое в начале 1997 года постановление главы администрации НСО об организации сбора платежей на ОМС изменило сложившееся положение в сфере медицинского обслуживания.  Разработан порядок, регулирующий взаимоотношения областного и местных бюджетов при перечислении в областной ФОМС платежей для неработающего населения.