Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 13

Как результат – ухудшение демографической ситуации, криминальной обстановки, рост социальной напряженности. Наиболее сильно социально-экономический кризис отражается на регионах с экстремальными природно-климатическими условиями, высокой степенью концентрации предприятий обрабатывающей и легкой промышленности, военно-промышленного комплекса.

По реальному состоянию социальной сферы регионов можно выделить следующие группы.

1.Регионы социального бедствия. Это территории, пострадавшие от промышленных, экологических катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций.

2.Регионы экологического кризиса. Это территории, где хозяйственная или иная деятельность привела к устойчивым отрицательным изменениям окружающей среды, несущим угрозу здоровью людей.

3.Регионы застойной бедности. Их характерные признаки: слабый экономический потенциал, низкий уровень жизни, деформированная половозрастная и квалификационная структура, рассредоточенность  населения.

4.Регионы социальной напряженности представляют собой районы с преимущественным размещением крупных оборонных или добывающих предприятий. Здесь велик удельный вес монопрофильных городов. Сокращение или перепрофилирование производства несет угрозу массовой безработицы, оттока квалифицированных кадров и т.п.

5.Регионы относительного социального благополучия. Для них характерны отсутствие острых социальных противоречий, более низкие темпы снижения уровня жизни, высокая степень адаптации населения к рыночным отношениям.

Определение уровня социального развития региона является самостоятельной научной задачей. Существуют различные методы скаляризации разнообразных показателей социального развития, остается дискуссионной проблема их взвешивания. Можно задавать цели (нормативы) развития территории в векторной форме.

Для регулирования уровней социального развития наиболее удобным интегральным показателем может служить объем непроизводственных капиталовложений, который является реальным средством управления и одновременно позволяет сохранить значительную свободу региона при конкретизации направлений использования средств, в соответствии с его спецификой.

В целом региональные социальные нормативы должны включать наряду с максимальными (целевыми) и минимально допустимые показатели удовлетворения потребностей, обеспечиваемые за счет средств государства (социальные гарантии).

В этом деле недопустима «благотворительность», искусственное «подкармливание» одних регионов за счет других, произвольное повышение уровня жизни без повышения уровня производительности труда. Стирание различий в потреблении должно осуществляться лишь на основе стирания различий в эффективности производства. 

Несмотря на то, что в последние годы сдвиги в направлении коммерциализации и повышения уровня финансовой самостоятельности предприятий социальной сферы произошли весьма ощутимые, тем не менее,  общий объем коммерческой деятельности в данной сфере остается низким. Поэтому в настоящее время сохраняется, вероятно, будет сохраняться и в будущем, высокая степень зависимости социальной сферы от внешних источников финансирования. Это означает, что выравнивание уровней экономического развития и исправление социально-экономической асимметрии представляют собой задачи государственной региональной политики на федеральном и региональном уровнях.

Различия в состоянии социальной сферы предполагают и разную величину государственной помощи тому или иному региону. Причем должны учитываться и внутренние возможности каждого из регионов изменить собственный социальный статус, обеспечить населению приемлемый жизненный уровень.  Депрессивными регионами следует считать те регионы, где показатели уровня и качества жизни, экономики и занятости, бюджетной обеспеченности, состояния окружающей среды хуже нормативных (если они имеются) или средних  показателей для особо неблагополучных территорий. Для них характерна также отрицательная динамика развития социальной ситуации самой территории   и по сравнению с другими регионами за последние 4-5 лет.