Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 80

1. Обучение. Данную функцию образование выполняет в рамках  социализации. Образование лишь предоставляет возможность обучаемому посредством собственной деятельности развивать свои способности, навыки, умения.

2. Учение. Это подготовительный этап овладения культурой, включения человека в общественную практику, в трудовую деятельность. Функция учения состоит в выработке у субъекта механизмов культурной деятельности, освоение ценностей, ориентаций, продуктивной деятельности.  Учение предполагает усвоение опыта, культурных достижений.

3. Индивидуальная и социальная мобильность. Школа для учащихся становится ориентиром, помогающим выбрать будущую деятельность. Система образования обладает возможностями приобщения человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий.

4. Селекция учащихся. Поступление на каждую ступень образования служит некоторым гарантом более высокого общественного положения.

5. Социальный контроль.  Школа призвана воспитать законопослушных  граждан, понимающих и уважающих нормы права, институты гражданского общества. Она педагогическими средствами осуществляет социальный контроль поведения и воспитания  подрастающего поколения.

6. Создание человеческого капитала. По существу для отдельного человека образование является своего рода капиталовложением,   выполняет функцию капитала. Природные способности и задатки - это первоначальный капитал человека, а затем он постоянно увеличивает с ростом объема знаний.

Основные положения теории общественного капитала можно сформулировать следующим образом. Приобретенные человеком способности к труду следует рассматривать как капитал на основании того, что стоимость воспитания и образования образует реальные издержки. Труд образованного человека более производителен, следовательно, затраты на образование увеличивают национальное богатство.

Таким образом, система образования, выполняя социальный заказ, оказывает определенное воздействие на общественную систему, стабилизируя или революционизируя духовный климат.

Современное образование приобретает новые черты. Они отражены в концепции глобального образования Роберта  Хэнви. Первый принцип предполагает воспитание широты видения мира, признания равноценными и равноправными любых точек зрения на мир, любых «образов мира». Второй принцип ставит целью воспитание внимания к глобальным проблемам. Каждый должен понимать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на  нашей планете оказывает влияние на жизнь каждого и, напротив, о каждого зависит общее положение в социуме. Третий принцип предполагает воспитание уважения к чужой культуре, умение вести диалог на равных, понимание роли взаимоотношения культур, ценности культуры в ее многообразии. Четвертым принципом является формирование системного мышления, понимания природы различных систем, в том числе политических. Пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.

В России происходит не только смена экономической и политической систем, но и подвергаются переоценке духовные основы общества, его идеалы. И роль системы образования в том, чтобы помочь человеку, адаптироваться в новой ситуации, обрести устойчивость и сделать правильный выбор.

Образование выступает социальной подсистемой, имеющей собственную структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности, учебный процесс как вид социокультурной деятельности. Система образования включает ряд звеньев: система дошкольного воспитания, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, вузовское и послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Таким образом, созданы предпосылки для формирования системы непрерывного образования.