Подавляющее большинство работников характеризуется обедненным трудовым сознанием, из которого вытеснено многое, что имеет отношение к общественно-полезному смыслу трудовой деятельности, к развитию профессиональных качеств и даже к пониманию необходимости интенсивно работать хотя бы ради заработка. При этом суть мотивационных установок сводится к желанию иметь гарантированную, пусть и небольшую, заработную плату при невысокой интенсивности и невысоком качестве труда. Причем такие установки свойственны не только рабочим, но и специалистам предприятий, включая ИТР.
Восстановление мотивации к труду, разрушенной прошлой системой управления, связывается с образованием и функционированием рынка труда, выполняющего функции основного регулятора этого процесса.
Формирование современного рынка труда в России определяется целым комплексом условий, таких как:
n образование многоукладной экономики на основе различных форм собственности;
n спад производства;
n нарушение хозяйственных связей, приведшее к резкому сокращению поставок;
n сокращение государственного заказа;
n увеличение числа нерентабельных предприятий;
n углубляющаяся конверсия;
n разоружение и связанное с ним сокращение армии;
n денационализация собственности;
n углубление дифференциации форм занятости, сложившейся к тому времени численности, структуры и размещения населения.
Такие кардинальные изменения условий формирования занятости ведут к массовому высвобождению занятых работников, особенно в сфере материального производства. Право предприятий - определять численность и профессиональный состав кадров - усугубляет этот процесс.
Россия, решая свои специфические проблемы, еще только встала на путь создания цивилизованного рынка труда. В условиях рынка труда многое должно поменяться, в том числе и принцип обязательства государства в предоставлении работы личности на принцип содействия в нахождении работы. Отечественная политика в области труда до сих пор в основном ограничивалась (в плане защищенности) гарантированной «полной занятостью» и частичным обеспечением жильем. В то время как защищенность трудящихся по мировым стандартам включает не только снижение профвредности и качественное медицинское обслуживание, но также и обеспечение разнообразной профподготовкой и профобразованием, систему обеспечения психологического комфорта.
Нарастание объемов высвобождающейся рабочей силы ставит перед обществом задачу организации масштабной, на новой основе системы переподготовки, перераспределения и трудоустройства населения, создания новых рабочих мест на основе разных форм собственности.
Как предполагают авторы книги «Директорский корпус и предпринимательство», создание рынка труда в России будет происходить в два этапа. На первом должны быть созданы новые правовые, экономические и социальные условия формирования и использования трудового потенциала страны. На втором этапе должно произойти реальное становление рынка труда, что найдет выражение в завершении формирования эффективной системы трудоустройства, подготовки и переподготовки рабочей силы, реализации мер по социальной защите населения. Должен быть создан цивилизованный рынок жилья, отпадет институт прописки (4, 94).
В настоящее время на территории России действует Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", принятый 19 апреля 1991 г. Затем в него были внесены изменения 15 июля 1992 г. и 24 декабря 1993 г., а в мае 1996 г. этот закон был принят в новой редакции (Собрание законодательства РФ, 1996, № 17, ст. 1915).
Настоящий закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.