Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 35

Подавляющее большинство работников характеризуется обедненным трудовым сознанием, из которого вытеснено многое, что имеет отношение к общественно-полезному смыслу трудовой деятельности, к развитию профессиональных качеств и даже к пониманию необходимости интенсивно работать хотя бы ради заработка. При этом суть мотивационных установок сводится к желанию иметь гарантированную, пусть и небольшую, заработную плату при невысокой интенсивности и невысоком качестве труда. Причем такие установки свойственны не только рабочим, но и специалистам предприятий, включая ИТР.

Восстановление мотивации к труду, разрушенной прошлой системой управления, связывается с образованием и функционированием рынка труда, выполняющего функции основного регулятора этого процесса.

Формирование современного рынка труда в России определяется целым комплексом условий, таких как:

n образование многоукладной экономики на основе различных форм собственности;

n спад производства;

n нарушение хозяйственных связей, приведшее к резкому сокращению поставок;

n сокращение государственного заказа;

n увеличение числа нерентабельных предприятий;

n углубляющаяся конверсия;

n разоружение и связанное с ним сокращение армии;

n денационализация собственности;

n углубление дифференциации форм занятости, сложившейся к тому времени численности, структуры и размещения населения.

Такие кардинальные изменения условий формирования занятости ведут к массовому высвобождению занятых работников, особенно в сфере материального производства. Право предприятий - определять численность и профессиональный состав кадров - усугубляет этот процесс.

Россия, решая свои специфические проблемы, еще только встала на путь создания цивилизованного рынка труда. В условиях рынка труда многое должно поменяться, в том числе и принцип обязательства государства в предоставлении работы личности на принцип содействия в нахождении работы. Отечественная политика в области труда до сих пор в основном ограничивалась (в плане защищенности) гарантированной «полной занятостью» и частичным обеспечением жильем. В то время как защищенность трудящихся по мировым стандартам включает не только снижение профвредности и качественное медицинское обслуживание, но также и обеспечение разнообразной профподготовкой и профобразованием, систему обеспечения психологического комфорта.

Нарастание объемов высвобождающейся рабочей силы ставит перед обществом задачу организации масштабной, на новой основе системы переподготовки, перераспределения и трудоустройства населения, создания новых рабочих мест на основе разных форм собственности.

Как предполагают авторы книги «Директорский корпус и предпринимательство», создание рынка труда в России будет происходить в два этапа. На первом должны быть созданы новые правовые, экономические и социальные условия формирования и использования трудового потенциала страны. На втором этапе должно произойти реальное становление рынка труда, что найдет выражение в завершении формирования эффективной системы трудоустройства, подготовки и переподготовки рабочей силы, реализации мер по социальной защите населения. Должен быть создан цивилизованный рынок жилья, отпадет институт прописки (4, 94).

В настоящее время на территории России действует Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", принятый 19 апреля 1991 г. Затем в него были внесены  изменения 15 июля 1992 г. и 24 декабря 1993 г., а в мае 1996 г. этот закон был принят в новой редакции (Собрание законодательства РФ, 1996, № 17, ст. 1915).

Настоящий закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.