3). Она концентрирует в себе конечные результаты экономической системы в целом. Является в определенном смысле вторичной подсистемой по отношению к сфере производства товаров. Поэтому социальная дифференциация выступает как следствие развития экономики и сложившихся социальных приоритетов и стандартов в обществе.
4). Организации и предприятия социальной сферы как хозяйственные системы существенно отличаются от предприятий в сфере материального производства. Поэтому реформирование социальной сферы предполагает использование иных подходов и методов, чем те, что реализуются в отраслях материального производства.
5). Основным источником финансирования большинства организаций и предприятий социальной сферы остается бюджет и, следовательно, механизм трансфертов выполняет важнейшую функцию в решении проблем выравнивания региональной асимметрии.
6). Хозяйственная деятельность в социальной сфере основывается преимущественно на некоммерческих принципах.
Классификация учреждений социальной сферы.
По форме собственности: государственная, муниципальная, общественная, частная, коллективная.
По характеру финансирования: государственные и муниципальные дотации, учредительские взносы, спонсорские вложения, членские взносы, доходы собственной коммерческой деятельности, средства внебюджетных фондов, отраслевые бюджетные средства, средства благотворительных фондов.
По характеру деятельности: Функциональные организации, координирующие организации, исследовательские организации, пропагандистские организации, организации помощи и поддержки.
По признаку получаемых доходов: коммерческие (работающие полностью или частично с прибылью) и некоммерческие учреждения.
Особенности функционирования учреждений социальной сферы проявляются во взаимодействии различных тенденций. Первая. Существование индивидуальных и коллективных форм удовлетворения потребностей. Вторая. Размещение учреждений по принципу территориальной концентрации и территориального рассредоточения. Третье. Одновременное протекание процессов дифференциации и выравнивания уровня развития. Четвертая. Сохранение общественного и развитие частного сектора социальной сферы. Пятая. Развитие «малой сети» социальных гарантий на уровне регионов, муниципальных образований.
2. Региональная дифференциация социальной сферы.
К началу экономической реформы разрыв между более благополучными в этом плане регионами и отстающими по обеспеченности населения комплексом социальных услуг достигал 1,5-4 раза. Районы Сибири и Дальнего Востока практически по всем показателям уступали европейской части страны. Значительно дифференцировались по регионам и показатели доходов и потребления населения.
Еще недавно практически три четверти капиталовложений в жилищное и социально-культурное строительство делились между министерствами и ведомствами, которые затем распределяли их в соответствии со своими интересами. В итоге большая часть ассигнований оседала не в районах промышленного освоения, а в обжитых местах, располагающих инфраструктурой и прочной строительной базой, то есть по преимуществу на европейской территории страны.
В настоящее время дифференциация регионов в уровне благосостояния населения и развития социальной сферы усиливается.
Современная ситуация в социальной сфере характеризуется рядом негативных процессов.
- Углубление дифференциации доходов и потребления, снижение их среднего уровня, деформация потребительских стандартов.
- Снижение степени доступности услуг в основных отраслях социальной сферы (жизненно необходимых медицинских услуг, привычного стандарта образования, культуры, рекреации).
- Деформационные изменения в структуре занятости населения.
- Трансформация системы базовых ценностей, деградация семьи и личности.
- Кризис воспроизводства населения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.