Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 12

3). Она концентрирует в себе конечные результаты экономической системы в целом. Является в определенном смысле вторичной подсистемой по отношению к сфере производства товаров. Поэтому социальная дифференциация выступает как следствие развития экономики и сложившихся социальных приоритетов и стандартов в обществе.

4). Организации и предприятия социальной сферы как хозяйственные системы существенно отличаются от предприятий в сфере материального производства. Поэтому реформирование социальной сферы предполагает использование иных подходов и методов, чем те, что реализуются в отраслях материального производства.

5). Основным источником финансирования большинства организаций и предприятий социальной сферы остается бюджет и, следовательно, механизм трансфертов выполняет важнейшую функцию в решении проблем выравнивания региональной асимметрии.

6). Хозяйственная деятельность в социальной сфере основывается преимущественно на некоммерческих принципах.

Классификация учреждений социальной сферы.

По форме собственности: государственная, муниципальная, общественная, частная, коллективная.

По характеру финансирования: государственные и муниципальные дотации, учредительские взносы, спонсорские вложения, членские взносы, доходы собственной коммерческой деятельности, средства внебюджетных фондов, отраслевые бюджетные средства, средства благотворительных фондов.

По характеру деятельности: Функциональные организации, координирующие организации, исследовательские организации, пропагандистские организации, организации помощи и поддержки.

По признаку получаемых доходов: коммерческие (работающие полностью или частично с прибылью) и некоммерческие учреждения.

Особенности функционирования учреждений социальной сферы проявляются во взаимодействии различных тенденций. Первая. Существование индивидуальных и коллективных форм удовлетворения потребностей. Вторая. Размещение учреждений по принципу территориальной концентрации и территориального рассредоточения. Третье. Одновременное протекание процессов дифференциации и выравнивания уровня развития. Четвертая. Сохранение общественного и развитие частного сектора социальной сферы. Пятая. Развитие «малой сети» социальных гарантий на уровне регионов, муниципальных образований.

2. Региональная дифференциация социальной сферы.

К началу экономической реформы разрыв между более благополучными в этом плане регионами и отстающими по обеспеченности населения комплексом социальных услуг  достигал 1,5-4 раза. Районы Сибири и Дальнего Востока практически по всем показателям уступали европейской части страны. Значительно дифференцировались по регионам и показатели доходов и потребления населения.

Еще недавно практически три четверти капиталовложений в жилищное и социально-культурное строительство делились между министерствами и ведомствами, которые затем распределяли их в соответствии со своими интересами. В итоге большая часть ассигнований оседала не в районах промышленного освоения, а в обжитых местах, располагающих инфраструктурой и прочной строительной базой, то есть по преимуществу на европейской территории  страны.

В настоящее время дифференциация регионов в уровне благосостояния населения и развития социальной сферы усиливается.

Современная ситуация в социальной сфере характеризуется рядом негативных процессов.

-  Углубление дифференциации доходов и потребления, снижение их среднего уровня, деформация потребительских стандартов.

-  Снижение степени доступности услуг в основных отраслях социальной сферы (жизненно необходимых медицинских услуг, привычного стандарта образования, культуры, рекреации).

-  Деформационные изменения в структуре занятости населения.

-  Трансформация системы базовых ценностей, деградация семьи и личности.

-  Кризис воспроизводства населения.