Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 18

4. Стратегия развития социальной сферы региона.

Социальная сфера является неотъемлемым компонентом народнохозяйственных комплексов различных уровней. Деятельность каждой из составных частей социальной сферы носит ярко выраженный региональный характер и находит свое выражение не только в удовлетворении потребительского спроса населения, но и в формировании архитектурного облика, эстетического оформления и элементах благоустройства городских и сельских населенных пунктов.

К рыночному сектору социальной сферы можно отнести -  жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, сферу платных услуг. Нерыночный сектор социальной сферы –  это здравоохранение, просвещение, культура и искусство, наука. Данное деление относительно. В любой отрасли социальной сферы присутствуют и возмездные и безвозмездные механизмы оказания социальных услуг. Отрасли, отнесенные ко второму сектору, более нуждаются в поддержке региональных органов управления.

Современное состояние социальной сферы характеризуется переходом к преимущественно рыночным методам управления. Это проявляется в частичном разгосударствлении социальной сферы, в расширении применения рыночных инструментов в функционировании социальных отраслей. Разгосударствление выражается в активной смене форм собственности, уменьшении доли государственных субсидий и дотаций в сумме доходов учреждений социальной сферы, создании частных, общественных, благотворительных организаций в социальной сфере. Можно говорить о процессе диверсификации социальных учреждений по формам собственности, условиям предоставления услуг. Оказываемые услуги нацелены либо на определенные группы населения, либо на отдельные типичные жизненные ситуации. При этом сохранена ориентация на традиционные социальные институты, традиционные ценности.

В целях обеспечения общественно нормального уровня доступности благ, удовлетворяющих потребности в образовании, здравоохранении, культурном развитии, целесообразно сохранять и развивать как возмездную, так и безвозмездную формы распределения этих благ.

Сфера социальных услуг в России пока очень слабо стандартизирована как на федеральном, так и региональном уровнях. Стандартизация социальных услуг по регионам – одна из ключевых задач совершенствования управления социальной сферой на основе методов стратегического планирования и развития рыночных, конкурентных механизмов.

Для целей исправления региональной  социальной дифференциации, а также управления социальной сферой в целом необходимо иметь более конкретные сведения об этих и других явлениях в разрезе ее подотраслей и предприятий. Это особенно важно в условиях перехода от централизованно-распределительных отношений к рыночным отношениям, так как процессы коммерциализации, хотя и в значительно меньших масштабах и с различной интенсивностью по регионам, расширяют свое влияние. В субъектах России идет формирование различных моделей управления и развития отраслей социальных услуг, имеющих как общие, так специфические черты, связанные с региональными особенностями развития и управления регионами.

Выбор стратегий управления той или иной сферой зависит от уровня развития региона, его финансового состояния, возможностей вышестоящих бюджетов решать задачи по исправлению существующих асимметрий, концептуальных подходов администраций к управлению регионом в целом. Так, рыночные стратегии более широкое применение находят в более сильных регионах и в тех отраслях, где процессы самоокупаемости не приводят к резкой социальной дифференциации в региональных социумах. Они более активно внедряются в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и в меньших масштабах в образовании. Поэтому региональные и местные власти стремятся выбирать наиболее подходящие модели управления и развития социальной сферой, исходя из состояния экономики, бюджетных возможностей, культурных традиций. Эти модели представляют совокупность экономических и социальных параметров (доли средств, выделяемые из бюджетов разных уровней на социальные нужды, размеры трансфертов, размеры внебюджетных фондов и ставки сборов в них средств от предприятий и населения, региональные социальные стандарты, ценовая и тарифная политика, уровень самоокупаемости отрасли и др.) и механизмов их реализации, в частности политики выравнивания уровня финансирования социальных услуг. Основу управленческих стратегий составляет выбор: