Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 89

1.Экологическая оценка: климат и микроклимат; загрязнение воздушного бассейна; санитарно-гигиеническое состояние водных объектов; состояние геологической среды и территории (незаконченное строительство, земляные работы, заброшенные территории); санитарное состояние почвы; воздействие физических факторов на окружающую среду (шума, вибрации, электромагнитных и температурных полей); озеленение территорий; наличие зон искусственной среды (естественная природа в черте города).

2.Социальная оценка: физическое и психическое здоровье населения; удовлетворение рекреационных потребностей; социально-экологическая политика; наличие органа управления социально-экологическими процессами; наличие социально-экологического права; эстетическое воздействие среды на человека.

3.Экономическая оценка: наличие фондов социально-экологического развития; надежность работы очистных сооружений (определяет размер ущерба социально-экологической среде); доходы населения (влияют на возможность удовлетворения потребностей в отдыхе); развитие сферы услуг (в области удовлетворения социально-экологической потребности).

Программа регулирования социально-экологических процессов должна включать разделы, характеризующие определенный аспект жизнедеятельности населения. 1. Территория (природные и географические условия). 2. Население (численность, плотность, социальные характеристики, экономические характеристики). 3. Источники загрязнения среды (мощность и количество промышленных источников, автотранспорт и др.). 4. Социально-экологические ресурсы региона (восстановительные зоны региона, экологическая инфраструктура). 5. Наличие социально-экологических фондов. 6. Социально-экологический мониторинг.  

Объективно общество начинает ощущать воздействие экологического кризиса. Засорены почвы, водные и воздушные бассейны, сокращается местная флора. Шумовое загрязнение территории вызывает стрессовое состояние жителей городов. Множество факторов отрицательно влияют на восстановление производительной силы общества.  Это экологическая ситуация, недостаточное развитие рекреационной деятельности, сети коммуникаций, инфраструктуры и другие.

В условиях рыночных отношений социально-экологическая среда выступает жизненным ресурсом общества. Управление социально-экологическими процессами региона необходимо для поддержания нормального уровня воспроизводства регионального потенциала.

Человек сознательно формирует свою жизненную среду.  В последнее время наблюдается иной подход в понимании условий своей жизни. Выдвигаются комплексные, многокритериальные требования к качеству среды.

Социально-экологические потребности - это совокупность благ, услуг и условий жизненной среды общества, необходимых человеку для восстановления затраченных в процессе деятельности жизненных сил.  Основным содержанием социально-экологических потребностей является необходимость активного приспособления среды обитания (естественной и искусственной) к выполнению человеком его важнейших функций - труда, познания, социального общения, самовоспроизводства.

Сибирь - особый регион. Здесь находится около 90% природных ресурсов России, сосредоточился мощный научно-технический потенциал. Вместе с тем, развитие региона как  ресурсодобывающей и перерабатывающей  территории породило антропогенные процессы, отрицательно воздействующие на экосистему Сибири и климат Земли. В Сибири создана региональная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. Цель социально-экологического мониторинга - обоснование программы регулирования социально-экологических процессов на основе факторного анализа территории, а также балльной оценки социально-экологической среды. Здесь действуют центр космического мониторинга для обнаружения лесных пожаров, наводнений, разливов нефти, разрывов газопроводов и других крупномасштабных процессов. В сибирском регионе организована система непрерывного экологического образования, состоящая из сети экологических классов, лицеев и колледжей.