Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 92

До настоящего времени новый проект или технология признавались эффективными и лучшими по сравнению с базовыми в том случае, если они позволяли увеличить выпуск продукции с минимальными приведенными затратами. Естественно, удельные расходы природных ресурсов на производство продукции и воздействие технологии на природную среду не всегда учитывались должным образом. В результате реализация технологических процессов, оптимальных относительно экономики, часто сопровождалось социально-экономическими потерями в сфере природопользования.

4. Административное и экономическое регулирование природоохранной деятельности.

Проблема экологической безопасности приобретает особую актуальность. К началу 90-х годов серьезность проблем защиты окружающей среды, истощение потенциала естественных ресурсов, а также расширение масштабов развития принципов либеральной рыночной экономики привели к необходимости пересмотра прежних представлений об источниках экономического роста. Дальнейшее экономическое развитие человечества, ориентированное на рост благосостояния людей и увеличение их социальной обеспеченности - как основа стабильности любого государства - становится возможным в рамках" экологически устойчивого развития». (Мировой экологический форум в Рио-де-Жанейро в 1993г.)

Принципы устойчивого развития включают широкое применение экономических инструментов управления окружающей средой. Адекватные законы и экономические инструменты позволяют создать элементы динамического равновесия между экономическим ростом и окружающей средой, наряду с увеличением производства материальных благ обеспечивать улучшение социальной сферы и гарантировать оздоровление окружающей среды.

Наша страна включена в общемировой процесс преодоления экологического кризиса, несущего угрозу существованию человека. Однако ситуация в России двойственна. С одной стороны, есть заинтересованность в деятельности по улучшению окружающей среды, а, с другой, страна находится в условиях экономического кризиса и политической нестабильности. Экологическая безопасность требует значительного экономического потенциала и политической стабильности.

Экономическая реформа в нашей стране сопровождается обострением проблем природоохранительной политики. Раньше экологическая политика определялась централизованно и финансировалась из государственного бюджета. Роль региональных органов управления была минимальной.  Между тем использование экономическим инструментов регулирования и управления экологическим развитием стало одним из основных средств выхода из кризиса.

Экономические средства призваны создать рыночные сигналы об истощении природных ресурсов, их исчерпаемости и невозобновляемости. Такие меры, как отказ от неоправданных субсидий (часто стимулирующих перепроизводство товаров и перерасход ресурсов), обеспечение прав собственников ресурсов, налоги за загрязнение, сборы за пользование природными ресурсами, «торговля выбросами» направлены на коррекцию рыночных несоответствий на основе восстановления «полной стоимости», создаваемой с использованием естественных ресурсов продукции.

Наиболее известным и используемым видом экономического регулирования окружающей среды являются устанавливаемые в рамках соответствующего законодательства меры фискальной политики. 1. Налоги (когда плати либо загрязнитель, либо потребитель конечной продукции, произведенной с отрицательными для среды последствиями). 2. Налоговые льготы для инициирования природоохранительных инвестиций (включая ускоренную амортизацию очистного оборудования). 3. Платежи за вредные выбросы, штрафы (за превышение установленных норм выброса). 4. Целевые субсидии. 5. Льготное кредитование. 6. Импортные тарифы (санитарные ограничения на ввоз содержащей токсины продукции и отходов). 7. Экспортные налоги.  Например, в Германии землевладельцы  платят специальные налоги в случае превращения экологически устойчивых участков земли (занятых лесом) в индустриальные «пейзажи». Ускоренную амортизацию средств, вложенных в очистное оборудование, и налоговые льготы на природоохранительные инвестиции широко практикуют Франция, Канада, Южная Корея.