– обеспечить равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательской активности;
- для нетрудоспособных граждан и социально незащищенных – обеспечить преимущества в пользовании коллективными благами, в снижении налогов, развитии новых и укреплении традиционных форм социального обслуживания.
Основные принципы и подходы к формированию системы социальной защиты населения региона предусматривают включение в ее состав таких системообразующих элементов как материально-техническое обеспечение, организационное обеспечение, информационное и мотивационное обеспечение. Только взаимодействие всех указанных подсистем обеспечения социальной защиты позволит влиять на уровень жизни населения региона.
Переход к рыночной экономике - системный процесс, так или иначе затрагивающий все стороны жизнедеятельности общества, отдельных слоев населения, каждого человека. Взаимосвязанность различных сторон общественного организма имеет сложный нелинейный характер. Уровень благосостояния общества, который в целом, безусловно, должен возрасти вследствие повышения эффективности производства от перехода к рынку, не является простой суммой уровней благосостояния отдельных граждан. Повышение этого общего уровня неизбежно связано с дифференциацией уровня и качества жизни отдельных контингентов населения и граждан. При этом системность общественных связей приводит к тому, что очень резкая дифференциация порождает общественное напряжение и конфликты, снижает эффективность экономики. Следовательно, должен существовать общественный механизм, позволяющий поддерживать такой «баланс» дифференциации ровней жизни и экономической эффективности в каждый отдельный момент времени, чтобы интегрально, на протяжении длительного времени экономическая эффективность производства сохраняла достаточно стабильную тенденцию к росту.
Всякое невнимание к нуждам людей, ослабление внимания к социальным аспектам труда, быта, досуга, любые ущемления законных интересов людей, в конечном счете, противоречат принципу социальной справедливости и ведут к падению производства и обострению социальной напряженности в обществе или регионе. На рубеже 70-80 годов в стране, несмотря на то, что были решены проблемы занятости населения, обеспечены социальные гарантии принципиального характера, не были полностью реализованы возможности в улучшении жилищных условий, организации транспорта, медицинского обслуживания, продовольственного снабжения, образования, обеспечения населения качественными товарами массового спроса и т.д. Все это явилось результатом недооценки проблем социального развития и причиной роста иждивенческих настроений, распространения психологии уравнительности, тормозящих социально-экономическое развитие страны.
Проводимые в нашей стране в 90-е годы экономические преобразования свидетельствовали об отсутствии конкретной концепции социальной ориентации реформ. Они осуществлялись без использования необходимых в сложившихся условиях социальных амортизаторов. Без предварительного прогноза социальных последствий реформ. Что наблюдается в социальной сфере?
- Ухудшение демографических показателей качества населения (возросла смертность, снизилась рождаемость, усилилось миграционное движение населения вследствие неестественных причин).
- Резко возросла безработица, снизилось значение охраны труда.
- Доходы не защищены от инфляции, что ведет к падению их реального содержания и разрушению устойчивой структуры текущего потребления, сложившейся в дореформенный период.
Усиливается расслоение населения. Оно характеризуется интенсивным его протеканием, что отрицательно воздействует на социальные процессы, вызывает социально-психологические стрессы. В оплате труда квалифицированных групп работников проявляется общая тенденция поляризации трудовых доходов с «размыванием» промежуточных групп. Разрывы в доходах происходят в основном в результате усиления бедности и пауперизации значительного слоя населения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.