Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 83

Характерным отличием частного учебного заведения от государственного является небольшое количество учащихся как в школе, так и классах. Почти все негосударственные школы специализируются на углубленном изучении тех или иных дисциплин.  По степени распространения это предметы художественной направленности, языковая специализация, информатика.

Отличительной чертой частной школы является нацеленность на развитие ребенка в процессе обучения. Частные школы создают модель гуманитарной школы. В них реализуются историко-философские, филолого-лингвистические и психолого-экономические циклы, создаются новые учебники, методические и наглядные пособия. Частные школы создали личностно ориентированную модель образования, нетрадиционные педагогические концепции.

В развитии частных школ выделяют этап становления и выживания. Проблемы, существующие в деятельности негосударственных школ схожи. Это, во-первых, материальные проблемы, отсутствие помещений для занятий. Организаторам частной школы приходится самостоятельно решать все проблемы. Отношение к частным школам иллюстрируется количественным распределением по регионам. Больше всего их в Москве и Санкт-Петербурге. В тоже время в 25 регионах России не зарегистрированы одной частной школы, в 18 - по 1-2 негосударственных образовательных  учреждения. Большинство (87%) частных школ арендуют помещения.

Во-вторых, существенной проблемой является финансирование деятельности. С учетом неблагополучного финансового положения закон «Об образовании» предусматривает финансирование из бюджета только негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию. Частная школа должна быть аккредитованной, то есть подтвердить качество обучения, доказать, что оно не ниже уровня, предусмотренного государственными стандартами образования. Аккредитация также дает школе право на выдачу выпускникам документов государственного образца. Она может быть проведена после оценки качества знаний как минимум после первого выпуска из данного учебного  заведения.         

Вследствие такой ситуации наблюдается неуклонный рост платы за обучение в частной школе. Поэтому социальный состав учащихся частных школ поменялся весьма существенно. Если в начале там учились дети исключительно интеллигенции, то в настоящий момент преобладают дети предпринимателей, работников банков и т.п.

Происходит процесс расслоения системы негосударственного образования. Можно выделить несколько групп частных школ. 1) Элитарные частные школы (с высокой платой и оказанием максимума услуг). В школе предоставляются комфортные условия обучения (возможно, пансион в городе или пригороде), питание, доставку на учебу на школьном транспорте, спортивные секции и кружки, индивидуальные занятия, высокий уровень подготовки, гарантирующий поступление в престижный вуз. 2) Конфессиональные, национальные частные школы (плата за обучение либо отсутствует, либо является символической). Такие школы зависят от помощи общины, прихода, страны изучаемых языков, культуры, истории, спонсоров. 3) Большое количество  различных школ: для детей с недостатками здоровья; работающих по государственным программам; инновационные, имеющие свои новаторские концепции, программы, формы и методы преподавания и т.д. Каждая из этих школ в той или иной степени использует системы развивающего обучения.

В Сибирском регионе насчитывается более 700 частных учебных заведений, которые ориентированы на обучение детей и имеют лицензии установленного образца. Среди этих учебных заведений около 72% приходится на общеобразовательные школы. Это гимназии, лицеи и т.д. Примерно 11% - это структуры, дающие специальное образование (колледжи). Приблизительно 16,5%  составляют специализированные заведения (музыкальные, художественные, языковые) для детей, посещающих также обычную школу.