3. Раскрепощение творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Это реализует академическую свободу и обеспечивает автономность хозяйственной деятельности.
4. Альтернативность, наличие выбора в области поведения, выбора целей, приоритетов и стимулов.
5. Оценка деятельности образовательных учреждений по конечным результатам. Развитие системы проверочных стандартов и процедур (тестирование, аккредитации, сертификации), основанных на принципе независимой экспертизы.
3. Культурно-рекреационный комплекс.
Культура обеспечивает целостность нации, вырабатывает и укрепляет подлинную духовность и гуманизм. Усилия государства направляются на обеспечение прав граждан России на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государственная политика в сфере культуры основывается на реально существующем многообразии художественных направлений, художественных национальных школ. При всех трудностях и издержках выявлен динамичный процесс переустройства российской культуры, ее адаптации к новой действительности. Притом, что именно государство на федеральном и региональном уровнях является основным спонсором, отечественная культура становится многоукладной. У граждан расширились возможности приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
В качестве первоочередной задачи в культурной сфере стоит разработка отвечающей новым социально-экономическим условиям правовой базы, стимулирующей налоговыми льготами направление негосударственных средств в сферу культуры; способствующей сохранности и безопасности культурных ценностей; обеспечивающей возможность творческого труда и права на «свободную профессию»; усиливающей ответственность за преступления против культурного наследия. В период советской истории действовал один законодательный акт, регулирующий взаимоотношения в сфере культуры - Закон «Об охране памятников культуры и архитектуры». В 1992 году приняты «Основы законодательства РФ о культуре». Годом позже - «Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте». Данные нормативные акты представляют правовую основу сохранения и развития культуры в России. В них определены права и свободы человека, народов, других этнических общностей в сфере культуры. Разделена компетенция в области культуры между федеральными, региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления. Подробно прописан порядок экономического регулирования в области культуры.
Культурно-рекреационный комплекс менее однороден, чем здравоохранение и образование. Это связано с большим разнообразием потребностей населения в сфере культуры. Подобная неоднородность предполагает дифференцированный подход к его различным составным частям, выделение коммерческой и некоммерческой моделей хозяйствования.
Коммерческие (рыночные) механизмы могут доминировать в организации досуга основной массы населения. Например, туризм, физическая культура, индустрия массовых зрелищ, тиражирование художественных ценностей. Некоммерческая «зона» - это высокое искусство. Оно свободно от непосредственного подчинения вкусам большинства потенциальных потребителей. Кинотеатры, клубы, спортклубы не полностью отвечают возможности бесплатного приобщения населения к художественным ценностям. В большей степени этой цели соответствует деятельность библиотек, музеев. Галерей, театров, телевидения.
В культурно-досуговом комплексе представлены различные учреждения. 1. Бюджетные учреждения (клубы, библиотеки и т.д.) 2. Хозрасчетные предприятия (парки культуры и отдыха, стадионы и т.д.). Однако грань между этими двумя группами учреждений была относительной и определялась политикой органов управления. Элементы первого реального предпринимательства в культуре носили скоре нелегальный, криминальный характер (например, платный видеопоказ). Легальные формы были представлены самофинансирующимися театрами-студиями, новой моделью в кинематографии. Идеологические критерии сменяются критериями доходности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.