Те, кто давно уже находится на положении безработных, молодые, никогда не имевшие постоянной работы, временные работники и работающие в теневой экономике практически не имеют возможности приобрести необходимые навыки. Резкий рост числа лиц этой категории означает, что все меньше работников в европейской экономике повышают свою квалификацию.
Молодежь до 20 лет, лица с незаконченным средним образованием и иммигранты часто находят работу на маленьких фирмах, особенно в сети предприятий «fast food» и других секторах розничной торговли. Рост минимальной заработной платы оставляет многих из них без работы, поскольку их производительность слишком низка, чтобы оправдать оплату рабочего места. Анализ данных, полученных в ходе недавнего исследования динамики минимальной заработной платы в США, показывает, что при значительном росте минимальной зарплаты происходит значительное уменьшение занятости молодежи моложе 20 лет, а также других лиц низкой квалификации.
Иногда необходимость повышения оплаты труда обосновывается тем, что семья не может нормально существовать на минимальную зарплату. Однако ее повышение не является эффективным средством снижения уровня бедности. Как правило, заработная плата членов семьи, близкая к минимальной, составляет лишь незначительную часть их доходов.
Французское правительство подняло минимальный уровень заработной платы осенью 1995 года до 7 долл. в час, что значительно выше минимума оплаты труда в США (4,25 долл.). Оно также субсидирует и в частном, и в общественном секторах рабочие места для сотен тысяч молодых неквалифицированных работников. Однако в большинстве этих расходов не было бы необходимости, если бы минимальная заработная плата была бы ниже и если бы французский рынок труда был более свободным.
В Европе правила, вводимые правительством, приводят также к резкому уменьшению участия в трудовом процессе лиц 60-65 лет - от приблизительно 80% в 1960-е годы до менее 50% в большинстве европейских стран сегодня. Обеспечение необходимых выплат по нетрудоспособности и достаточных социальных пособий побуждает многих, работавших ранее, выходить на пенсию. Парадоксально, что, хотя пожилые люди сейчас обладают лучшим здоровьем и живут дольше, чем 50 лет назад, политика правительства направлена на то, чтобы отправить их на пенсию. А ведь многие из пожилых людей могли бы вложить в экономику свой опыт, навыки и рассудительность.
Многие представители интеллектуальной элиты в США и Восточной Европе считали, что социальная политика в западной Европе может служить образцом для их собственных стран. Но такая политика финансируется с помощью высоких налогов и высоких требований к бизнесу, что в основном и обуславливает значительное увеличение за последние десятилетия безработицы в Европе. Эту «европейскую болезнь» невозможно вылечить до тех пор, пока члены европейского сообщества не осознают ее фатальных последствий.
Европейская (в частности, немецкая) модель социального рынка по многим параметрам неприемлема для США главным образом потому, что она стоит достаточно дорого. Социальные выплаты в Германии существенно выше, чем в США. Здесь у работающих более продолжительный отпуск и не так часты увольнения в связи с реструктуризацией компаний. На этом фоне увеличиваются налоги, становятся все более строгими предписания законов, а предприниматели более разборчивыми при найме новых работников.
Схожие проблемы приходилось решать в Нидерландах. Сейчас эта страна с 15,4-миллионным населением во многом считается образцовой в системе социального рынка Западной Европы. В 1996 году экономический рост в Голландии составил 2,7% - при 1,6% среднеевропейского уровня. Относительно невысокий уровень безработицы снизился за тот же период с 7,1 до 6,7%, уменьшились долги государства, бюджетный дефицит составил 2,5%, что ниже 3-процентонй европейской нормы. В Голландии раньше других поняли, что социального компонента в рынке они могут позволить столько, сколько позволят экономические условия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.