В соответствии с законом РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» инвестиционные субвенции из федерального бюджета для развития социальной сферы могут быть предоставлены регионам, если доходы их бюджетов недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капиталовложений. Инвестиционные субвенции из федерального бюджета предоставляются республикам и регионам только под конкретные социальные программы и проекты, прошедшие экспертизу и получившие одобрение Министерства экономики РФ.
К общегосударственным капиталовложениям, согласно Закону, относятся инвестиции на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории. Субвенции из федеральных внебюджетных фондов республикам и регионам предназначены для привлечения дополнительных средств на финансирование, реализуемых на их территории социальных инвестиционных проектов и программ, направленных на сближение уровней социального развития регионов, оздоровление окружающей среды, регулирование процесса миграции населения, предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий. Доля субвенций из внебюджетных фондов РФ по конкретному проекту или программе не может превышать 80% капиталовложений получателя субвенций, направляемых на реализацию указанных социальных проектов и программ.
В условиях расширения суверенитета республик в составе РФ, самоуправление краев, областей и местных органов власти в социальном развитии территории основным источником финансирования региональных программ становятся региональные и местные бюджеты, внебюджетные социальные фонды. В регионах формируются территориальные фонды социальной поддержки населения, фонды занятости, образования, культуры и искусства, обязательного медицинского страхования и др.
В настоящее время разрабатываются комплексные и отраслевые социальные программы в республиках, краях и областях РФ.
Кроме того, значение в региональном развитии социальной сферы на современном этапе имеет разработка территориальных программ муниципализации объектов социальной инфраструктуры предприятий в условиях экономического кризиса, убыточности многих из них и приватизации. Это предполагает передачу ведомственных социальных объектов на баланс местного самоуправления и финансирования их содержания из местных бюджетов, что увеличивает их расходную часть и требует децентрализации доходов госбюджета на местный уровень управления, увеличения доли местных налогов и собственных доходов местных бюджетов, прежде всего закрепленных.
Сложность и многообразие социальных проблем вызывают необходимость разработки целевых комплексных программ, в которых увязаны ресурсы, исполнители, сроки осуществления социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, осуществление которых требует участия отраслей, органов управления региона. Такие программы имеют выраженный целевой характер и конечные результаты. Они включают полную совокупность заданий и их исполнителей, соединяют в себе функции планирования и управления на конкретный период реализации.
Финансирование социальных программ. Финансирование социальных программ может быть организовано как на бюджетной основе, так и на принципах социального страхования. В первом случае источниками финансовых ресурсов являются общие государственные налоговые поступления, во втором – целевые налоги (социальные платежи), взимаемые с предпринимателей, наемных работников и субсидии государства. Механизм социального страхования для финансирования социальных программ используется, как правило, в таких отраслях как здравоохранение и социальное обеспечение. Оно является формой социальной защиты государством своих граждан в условиях рыночной экономики от ее отрицательных последствий, так называемая «страховочная сетка».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.