Величина компенсаций зависит от совокупного семейного дохода. При этом субсидия не выдается на руки, а учитывается при определении размеров платежа. Если к середине 1995 года участникам программы жилищного субсидирования стали немногим более 1 млн. россиян, то уже через год их число увеличилось в 3,5 раза (Пузанов А. На жилищных субсидиях экономить невыгодно. //Экономика и жизнь, 1996). Если учесть, что доля семей с доходом ниже прожиточного минимума составляет около 30% населения, то только 25% из них получало дополнительную социальную помощь в форме жилищных субсидий (Программа жилищных субсидий: неиспользованные резервы. //Экономика и жизнь, 1996). При этом среди нанимателей государственного и муниципального жилищного фонда дотациями пользовались 9% квартиросъемщиков.
Обычно реализация программы начинается с создания муниципальных служб заказчика и жилищных субсидий. Службы жилищных субсидий созданы практически во всех регионах. В 1996 году более 3,5 млн. семей (около 7%) получали жилищные субсидии, на которые направлено примерно 1 трлн. рублей.
Однако в дальнейшем число получателей субсидий практически стабилизировалось. Одна из причин этого - замедлившийся рост ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. Другой причиной стала появление в 1996 году новых льгот, предусмотренных законом «О ветеранах», что также сказалось на количестве получателей компенсаций.
Степень охвата населения программой субсидий существенно различается по регионам. Это отражает как разницу в величине доходов населения, так и позицию местных органов власти. Там, где субсидии рассматриваются только как статья дополнительных затрат на поддержание социальной сферы, выплаты стараются минимизировать. Однако есть и другие регионы, для которых поддержка низкодоходных семей является своеобразной «платой» за возможность в нынешних экономических условия повысить уровень коммунальных выплат, снизить нагрузку на бюджет, способствовать более справедливому распределению финансовых выплат между гражданами с различными уровнями доходов. Программа жилищного субсидирования в этих условиях рассматривается как «выгодное размещение» муниципальных средств.
Таблица 4
Типы региональной жилищно-коммунальной политики и размер оплаты жилья и коммунальных услуг за стандартную квартиру*
( по состоянию на март 1997 года)
Политика сдерживания роса оплаты ЖКУ |
Политика ускоренного роста оплаты ЖКУ |
|
1. Районы с относительно низкими затратами на содержание жилищного фонда (Северный Кавказ, Центрально-Черноземный район, Поволжье) |
40-70 тыс. руб.: Курск, Ульяновск, Пенза, Махачкала |
130-170 тыс. руб.: Ростов, Липецк, Краснодар, Ставрополь, Черкесск, Майкоп, Казань 218 тыс. руб.: Самара |
2. Средняя полоса России (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский районы) |
60-80 тыс. руб.: Брянск, Тула, Смоленск, Тверь, Орел, Саранск, Чебоксары |
140-170 тыс. руб.: Ленинградская обл. (без областного центра), Псков, Новгород, Калининград 210 тыс. руб.: Санкт-Петербург |
3. Районы с относительно высокими издержками на содержание жилищного фонда (Север, Урал, Сибирь и Дальний Восток) |
80-150 тыс. руб.: Пермь, Омск, Новосибирск, Красноярск, Ижевск, Новый Уренгой |
240-360 тыс. руб.: Сургут, Ханты-Мансийск, Норильск, Якутск, Благовещенск, Южно-Сахалинск, Хабаровск |
Выборочная информация о проведении реформы ЖКХ в регионах России, апрель 1997г.
*Стандартная квартира - квартира общей площадью 54 кв. м с полным набором ЖКУ при проживании трех человек.
Таблица 5
Группировка административных центров субъектов РФ
по доле оплаты жилья и коммунальных услуг в среднем доходе семьи*
(по ставкам оплаты жилья и коммунальных услуг на январь 1997 г.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.