Регулирование конфликтов юридического характера с помощью третьих лиц происходит посредством деятельности примирительных и арбитражных комиссий. Состав их определяется коллективными соглашениями или судебными инстанциями.
Конфликты экономического характера могут решаться средствами досудебного разрешения. 1.Непосредственно переговоры между сторонами. 2.Посредничество. 3.Примирение. 4.Трудовой арбитраж (добровольный или принудительный). 5.Административные процедуры.
Важным моментом, характерным для развитых стран, является рост интереса к человеческому фактору, акцент на индивидуализм в трудовых отношениях. Поэтому на мировом рынке труда снижается роль коллективных договоров как основного средства в обеспечении гарантий занятости.
(Сильвестров С. Третий в споре - отнюдь не лишний //Экономика и жизнь, 1998. - №13.)
Почти за полтора столетия в мире накоплен богатый опыт урегулирования социально-трудовых конфликтов. Независимый взгляд на них как на проявление естественных противоречий общественного развития позволил выявить и типологизировать их различные категории и уровни. Выработаны единые международные правила, процедуры, методы и организационные формы разрешения этих конфликтов, при использовании которых учитываются особенности социально-экономического развития того или иного государства.
На практике различают две группы конфликтов: коллективные и индивидуальные, а также интересов и прав (проблемы использования или интерпретации прав, установленных законом или договором). Для их регулирования применяются три основных метода. 1. Судебное решение. 2. Процедура примирения и посредничества. 3. Арбитраж. Все они предусматривают вмешательство третьей стороны - посредника, арбитра, судьи. В последние годы самостоятельный характер стали приобретать административное определение и выявление факторов, способствующих урегулированию спорных вопросов.
Судебная оценка и решение представляют собой традиционную процедуру, посредством которой обычные или трудовые суды окончательно разрешают конфликтные ситуации, связанные с исполнением прав и обязанностей. При применении второго метода - примирения и посредничества - третья сторона помогает спорящим сторонам достичь соглашения в ходе самих переговоров. Эти методы отличаются лишь степенью активности участия третьей стороны. Когда же конфликт разбирается в арбитраже, третья сторона, представленная индивидуальным арбитром или арбитражным судом, самостоятельно принимает решение о способах его ликвидации. В случае правового конфликта решение похоже на судебное, а если рассматривается конфликт экономических интересов, переговоры могут быть заменены решением арбитра. Иски по решению арбитража рассматриваются обычными судами.
Административное определение (решение) нельзя отнести к прямым методам урегулирования трудовых конфликтов. Однако это важное средство, позволяющее власти защитить общественные интересы. Нередко уже на стадии расследования и определения интересов обеих сторон можно выявить причины противоречий и принять соответствующее административное решение.
Выбор того или иного метода регулирования конфликта осуществляется либо самими конфликтующими сторонами. Либо государственными органами по труду. В большинстве стран есть специальные организации по регулированию трудовых споров и конфликтов. Они входят в состав административных органов или же являются специализированными агентствами.
Каждый из рассмотренных методов содержит элементы обязательности и добровольности. Применительно к социально-экономической ситуации в России, где предотвращение забастовочных действий и усиление дисциплины труда являются одним из условий выхода страны из кризиса, необходимо шире использовать принудительные процедуры. В этом случае государство может устанавливать правила, обязательные для соблюдения на одном из этапов разрешения конфликта, в частности при открытии процедуры определять способы проведения переговоров или методы принятия окончательного решения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.