Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 69

Стандарт уровня платежей граждан в процентах к затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги. При распределении федеральных средств правительство исходит из следующих уровней платежей населения в отношении к затратам на предоставление ЖКУ.

Таблица 3

Доля платежей населения в покрытии издержек

Год

По всем ЖКУ

в том числе:

по текущему содержанию и ремонту жилья

по капитальному ремонту жилья

1997

35

50

15

1998

50

100

30

1999

60

100

50

2000

70

100

80

2001

80

100

100

2002

90

100

100

2003

100

100

100

Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья. Данный норматив позволяет рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам. Конкретные величины устанавливаются решениями органов местного самоуправления, но при распределении федеральных средств потребность в субсидиях на оплату ЖКУ для низкодоходных групп граждан будет рассчитываться из следующих величин максимально допустимой доле собственных расходов в процентах от совокупного семейного дохода: на 1997 год он равен 16, на 1998 - 18, 1999 - 20, 2000 - 20-25%.

Правительство ввело федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, по которым будут строиться взаимоотношения бюджетов Федерации и ее субъектов. Некоторые регионы считают необходимым увеличивать  предельную величину стандарта, обосновывая это специфическими условиями социально-экономического развития.

Каждый регион разрабатывает собственную программу реформирования ЖКХ. Основной задачей является установление социально справедливого механизма, когда каждый житель оплачивает то обслуживание, которое реально имеет, когда исключена возможность монопольных злоупотреблений коммунальных предприятий. Одно из условий формирования в ЖКХ принципов рыночной экономики, обеспечивающих защиту интересов потребителей, контроль качества обслуживания, является развитие договорных отношений предприятий ЖКХ с местными органами самоуправления, потребителями, предприятиями.  

Разделение функций заказчика и подрядчика, с тем, чтобы ввести обслуживание жилья на конкурсной основе, было проведено лишь в 20% субъектов РФ, при этом менее 1% жилищного фонда обслуживают фирмы, выигравшие это право по конкурсу.

С 1992 по 1997 год доля населения в затратах на предоставление жилищно-коммунальных услуг возросла с 2 до 27,5%. Поскольку главам региональных администраций была предоставлена свобода действий, реформирование по части увеличения квартплаты в различных регионах продвигалось разными темпами. Многое зависело и от величины затрат, связанных как со степенью благоустроенности жилищного фонда, так и с природно-климатическими особенностями региона. В среднем россияне расходуют на оплату жилья в среднем 7% семейного бюджета.

В январе 1994 года началось осуществление программы повышения квартирной платы с целью полного покрытия расходов по содержанию жилья за счет средств населения при одновременном введении жилищных субсидий на оплату жилья низкодоходным группам. Регионам предоставляется право выбора конкретных вариантов и параметров перестройки системы финансирования эксплуатации жилья, приближая ее к условиям рыночных отношений. Система социальной защиты малообеспеченных групп населения в современных условиях позволяет поднимать ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг, постепенно ослабляя зависимость жилищных организаций от бюджетных дотаций.  Однако предусмотренный принцип жилищных субсидий малообеспеченным гражданам оказался недостаточно эффективным.