Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 61

Жилищная политика является частью социальной политики. Неизбежность реформирования жилищной сферы особенно проявилась тогда, когда попытки разрешить жилищную проблему увеличением объема государственного жилищного строительства, улучшением эксплуатации наличного жилищного фонда перестали давать ощутимые экономические и социальные результаты. Жилищная проблема не может быть решена только административными методами.

Целью жилищной реформы обозначено создание рынка жилья, дающего возможность реализовать право каждой семьи и совершеннолетнего члена общества выбирать наиболее приемлемый для них способ улучшения жилищных условий. В этих условиях рынок жилья выступает как гибкий инструмент, открывающий возможности улучшения жилищных условий всем группам населения, стимулирующий не только строительство нового жилья, но и улучшение использования существующего фонда.

Социальные результаты реформы можно оценить с помощью различных групп жилищных показателей. Во-первых, качество жилья характеризуется: средней обеспеченностью населению общей и жилой площадью; типом жилья (изолированность); типом и плотностью населения (количество комнат по сравнению с количеством членов семьи); уровнем благоустроенности жилья. Во-вторых, доступность жилья для населения оценивается возможностью и сроками приобретения жилья.

С 1990 года создается новая нормативно-правовая база функционирования жилищной сферы. Приняты законы «О собственности в РСФСР» (1990), «О приватизации жилищного фонда в РФ» (1991), «Об основах жилищной политики в РФ» (1992год),  государственная целевая программа «Жилище» (1993).

Взгляд на отдельную квартиру как на бесплатную награду от государства, причитающуюся каждому гражданину, даже и «через десять лет», изменился коренным образом. Начата приватизация жилья. Оно превращается в товар. Одновременно исчезает государственная система бесплатного распределения квартир и практически бесплатного же для жильцов их содержания. Приняты законы, реализующие реформу в жилищной сфере. Новый жилищный кодекс РФ отражает изменения в жилищном секторе экономики. Он заменяет собой более трех тысяч подзаконных актов, инструкций, постановлений и распоряжений, создавших правовую путаницу в жилищном вопросе. Этот документ регламентирует практически все вопросы, возникающие в связи с жильем - его получением и использованием, проведением обмена и иных сделок, оплатой, решением споров и т.д.

Состояние жилищного сектора в нашей стране на протяжении длительного времени характеризовалось низким уровнем обеспеченности населения жилой площадью, значительным дефицитом жилищного фонда, низким качеством жилья. Большинство российских семей проживало в неблагоприятных жилищных условиях. Долгое время они стояли в очереди на получение жилья, затем получали малогабаритную квартиру с ненадежными системами коммунального обслуживания и низким уровнем содержания здания. Поэтому улучшение жилищных условий означало бы существенное повышение качества жизни среднего российского гражданина. (Страйк Р., Косарева Н. Реформа жилищного сектора в России. 1991-1994гг.  - М.: Инвестиции и недвижимость, 1995.)

Вплоть до 1991 года в Советском Союзе существовал один из самых жестко регулируемых рынков жилья в мире. На протяжении жизни нескольких поколений государственное регулирование почти полностью заменило нормальные рыночные отношения в области строительства и распределения жилья, хотя неформальные, скрытые рыночные отношения все же играли определенную роль. Жилищный сектор являлся наименее эффективным по отношению стоимости затрат к получаемой в результате отдаче в ценовом выражении. Повышение эффективности работы жилищного сектора могло бы оказать решающее влияние на состояние экономики в целом, поскольку этот сектор составляет значительную часть. На долю жилищного сектора приходилось 20% воспроизводимого национального богатства. Инвестиции в него составляли около 25% от общего объема инвестиций. В строительстве жилья и его эксплуатации было занято 13% всей рабочей силы. В среднем около 28% общих расходов бюджетов территорий направляется на дотирование эксплуатации и ремонта объектов ЖКХ, что является одной из причин сегодняшнего бюджетного кризиса. (Жилищный сектор и рыночные отношения //Экономика и жизнь, 1995. - №2.)