Но вложение средств в развитие малого бизнеса является рискованной и малоприбыльной операцией. Заемщики кредитов на организацию малого предприятия не могут предоставить сегодня банку надежных гарантий. Здесь должно сыграть роль государство, которое могло бы за счет различных специализированных фондов выступить гарантом по ссудам, выдаваемым банками на развитие малого бизнеса. При таком взаимодействии банковских структур и общественных фондов меняется схема деятельности последних. Их средства в данном случае не являются источником кредита, а выступают только в качестве гарантий по банковским ссудам. Такой поворот в функционировании фондов более соответствует их назначению как социальных стабилизаторов, позволяя накапливать средства в менее рискованных секторах финансового рынка.
5. Социальное партнерство.
Рынок труда определяется как система экономических механизмов, норм, институтов, обеспечивающая воспроизводство рабочей силы и ее использование. Трудовые отношения подразумевают прежде всего, наличие работодателя и работника. Переход нашей страны к рыночной экономике вызывает реформирование трудовых отношений. Меняются не только их субъекты, но и формы их взаимодействия. Именно рынок труда отражает достигнутый на данный период баланс интересов между функционирующими на рынке субъектами трудовых отношений (наемными работниками, работодателями, государством). Помимо этого, на содержание трудовых отношений влияют факторы внешней среды: политические, экономические, социальные.
Можно выделить некоторые негативные последствия становления рынка труда, повлиявшие на содержание трудовых отношений.
1. Теряется контакт между субъектами хозяйствования: предприятиями, организациями, ведомствами.
2. Крайне низкий уровень регистрации коллективных договоров. Эта процедура представляется пока формальным актом.
3. В условиях массовых нарушений трудовых прав, профсоюзы пока не рассматриваются как действительный выразитель интересов наемных работников. Данные отражают ситуацию в социально-трудовой сфере. Усиление роли профсоюзов - вопрос будущего.
Ослабление контроля соблюдения трудовых прав и трудового законодательства связано с изменением места профсоюзов в системе трудовых отношений. Ранее функция государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства была делегирована централизовано управляемой системе профсоюзов. Находящаяся в ее ведении правовая инспекция осуществляла ряд властных полномочий (издание обязательных предписаний, наложение штрафов и т.п.). В конце 1992 года профсоюзы утратили право законодательной инициативы на управление социальным страхованием, закрытие предприятия или приостановку производственной деятельности в случае нарушения правил по охране труда. Это произошло в связи с появлением новых, «альтернативных» профсоюзов и утратой ФНПР своего монопольного положения, а также с «распылением» контроля между разными структурами. Все это перешло к государственным структурам.
Новые права профсоюзов - заключение и ведение коллективных договоров, участие в разрешении трудовых споров, заключение соглашений на различных уровнях. Для реализации этих функций потребовался новый механизм социального партнерства - трехсторонняя комиссия. Заслушав все три стороны, она может давать рекомендации федеральным органам государственной власти о принятии необходимых нормативно правовых в области социально-трудовых отношений, в том числе в сфере занятости населения, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования, охраны труда и т.д.
Таблица 1
Количество законченных дел по трудовым спорам
1993г. |
94 тыс. |
1994г. |
128 тыс. |
1995г. |
174 тыс. |
1996г. |
716 тыс. |
1997г. |
1356 тыс. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.