Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 85

В принципе образование может быть платным. Но одновременно оно должно быть вариативным по форме, по источникам платежа. Среднее образование в своей основе должно финансироваться преимущественно за счет целевых налогов. Высшее - за счет платы за обучение. Но для формирования такой системы платности нужен переходный период. Прямой оплате должно подлежать обучение на уровне государственного стандарта. Плата за обучение, по сути, является средством мотивации и неосновным источником средств.

Права юридического лица дают возможность образовательному учреждению привлекать средства из дополнительных источников и распоряжаться ими в соответствии с решениями своего руководящего органа. Независимая школа может выбирать наиболее приемлемую структуру управления, иметь устав, включающий формулировку  целевой концепции, распределение полномочий, права и обязанности администрации, педагогических работников, учащихся, систему и критерии оплаты труда. В этом случае необходимо отметить роль спонсоров: предприятий, организаций, учреждений, союзов, фондов, частных лиц, заинтересованных в развитии того или иного аспекта образования, в повышении уровня образования в данном регионе. Спонсорство может осуществляться целевым назначением средств переводом через банк, наличными деньгами, в натуральной форме и т.д.

В многоукладной образовательной системе развитых стран реализуются различные виды предпринимательской деятельности. Эти виды деятельности отличаются по своей социально-экономической природе и соответствуют юридическому статусу учреждений: а) частные и государственные; б) индивидуальные, коллективные и общественные; в) комбинированные, кооперированные формы.

Виды образовательных учреждений по характеру деятельности. 1. Всегда есть образовательные потребности, которые обслуживаются частными учреждениями, преследующими прибыль. Эти учреждения подлежат обычному налогообложению. Это коммерческий частный сектор. 2. Некоммерческий частный сектор. Цель - развитие различных форм учебной, просветительской, культурной, научной жизни региона, муниципалитета; обслуживание потребностей предприятий, населения, их социальное развитие. Частные некоммерческие учебные заведения осуществляют деятельность на основе самофинансирования и самоокупаемости, их профильная освобождается от налогов. На некоммерческой основе работает преобладающая часть системы формального образования, дошкольные учреждения, школы и специальные учебные заведения, в том числе высшие учебные заведения. По юридическому статусу они равны учебным заведениям государственного сектора. Однако они более гибко и оперативно могут реагировать на диверсифицирование, нестандартные потребности, предоставлять услуги высокого качества и неунифицированные. 3. Государственный сектор. Основа образовательной деятельности - система формального образования. Преобладание государственного сектора  - это объективный факт, вытекающий из внутреннего единства образовательного процесса, преемственности различных ступеней, требующих единой стратегии. Но с государственным сектором связаны бюрократия, чрезмерная регламентация деятельности, сдерживание инициативы, ослабление стимулов совершенствования, неспособность быстро реагировать на изменение внешней ситуации, недостаток средств на образовательные цели.

Необходимые требования для реформирования сферы образования.

1. Разнообразие, множественность, диверсифицированность всех элементов системы образования. Это относится к: а)  формам собственности, организации и контроля, источникам финансирования и мобилизации ресурсов; б) содержанию и методам обучения; в) характеру стимулов; г) формам появления прямых и опосредованных (социальных, педагогических, экономических, моральных и иных) результатов; д) соответствующим методам определения эффективности.

2. Взаимодействие, взаимная адаптация процессов и функций, реализуемых в различных типах образовательных учреждений. Быстрый рост форм кооперации образовательных учреждений разных ступеней.