Во многих странах для урегулирования трудовых конфликтов созданы специальные службы. Их организация может быть разной. Например, в Канаде, Франции, Испании этими вопросами занимаются специальные департаменты, службы, входящие в состав правительственных органов. В ряде стран регулирование трудовых споров осуществляют независимые органы: в Великобритании - Консультативная служба примирения и арбитража, в США - Федеральная служба посредничества и примирения. В Дании назначаются индивидуальные примирители, имеющие высокий статус, в Австрии действует уникальная система комиссий по примирению и арбитражу. В Японии работают две параллельные комиссии трудовых отношений: одна для частного сектора и местных общественных предприятий, другая для морской промышленности. Комиссии сформированы по принципу представительства трех сторон и представляют собой систему, действующую на национальном уровне и уровне префектур. Наконец, есть страны, в которых регулированием конфликтов занимаются как правительственные органы, так и независимые организации. В Мексике наряду со специализированными правительственными чиновниками аналогичные функции выполняют Ведомства Примирения и Арбитража.
Социальные партнеры вправе создавать собственные организации, действующие наряду с государственными структурами, или договориться о проведении процедур урегулирования конфликтов (примирение, посредничество, арбитраж) на добровольной основе. При этом законодательство регулирует только паритетность представительств сторон (Канада, Швеция, Индия, Япония, Новая Зеландия).
Широко распространено мнение, что, если доминируют независимые организации, это гарантирует союзам работодателей и объединениям трудящихся беспристрастность решений. Однако не все так однозначно. В некоторых странах независимый характер подобных организаций вызван особенностями исторического развития. Например, после войны японские профсоюзы были настроены настолько враждебно по отношению к правительству, что для обеспечения их доверия при урегулировании конфликтов пришлось учредить независимые органы - комиссии по трудовым отношениям. В США Департамент труда рассматривается предпринимателями как орган, в основном представляющий интересы наемных работников. Именно поэтому они создали независимое агентство.
На практике независимые организации не столь уж необходимы, и они есть далеко не во всех странах. А доверие к государственным органам обеспечивается профессионализмом, высокой квалификацией и информированностью их представителей. К тому же независимость примирителей относительна.
Регулированием конфликтов, примирением и посредничеством иногда занимается определенный специалист или чиновник, контролирующий соблюдение трудового законодательства (инспектор по труду). Отношение к такому совмещению неоднозначное. Примиритель должен иметь вполне определенную квалификацию, в частности опыт работы в сфере трудовых отношений и участия в коллективных переговорах. Помимо этого необходимы индивидуальная психологическая тренировка и набор определенных личностных качеств: терпение, гибкость, способность убеждать, внушать доверие, соответствующая подготовка.
Во многих странах организованы курсы по подготовке примирителей. Например, Федеральная служба посредничества и примирения США организует обучение для зарубежных специалистов по заявкам, направляемым в Госдепартамент. В Канаде специальное отделение Канадской программы технической поддержки и планирования проводит аналитическую работу для примирителей, включая изменение позиций сторон и разработку альтернативных решений спорных проблем. Расширяется практика международного обмена опытом.
ТЕМА 5. Миграционные процессы в регионе
и их социальные последствия
1. Понятие и закономерности миграционных процессов.
Миграция населения - сложный общественный процесс. Это перемещение населения, связанное с изменением региона постоянного жительства на срок не менее 6 месяцев под воздействием различных социально-экономических процессов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.