При рассмотрении жилья как объекта отношений распределения и обмена можно выделить два типа функционирования жилищной системы. Один основан на принципе прямого распределения жилищного фонда, создаваемого в основном за счет централизованных капитальных вложений. Данный вариант был доминирующим в нашей стране до 90-х годов. Основные преимущества его состоят в следующем. Во-первых, распределение жилья осуществлялось в порядке очереди с предоставлением льгот остро нуждающимся, что обеспечивало высокий социальный результат (хотя бы в смысле «равенства шансов»). Такая система распределения позволяла максимально снизить затраты на содержание жилья. В тоже время система централизованного распределения жилья имеет и существенные недостатки. К их числу относятся практика финансирования жилищного строительства по остаточному принципу, низкие показатели качества жилищного фонда, стандартизация жилых строений.
В основе второго механизма функционирования жилищного сектора лежит рыночный механизм. Данный тип возник как отрицание схемы прямого распределения жилья. В европейских странах его появление явилось результатом эволюции всей социально-экономической системы. В соответствии с этим жилищная политика этих государств прошла четыре стадии (Бессонова О.Э. Жилье: рынок и раздача. - Новосибирск, 1993.).
1.Политика, осуществляемая в условиях острого жилищного дефицита (период после второй мировой войны). Главной целью на данном этапе является обеспечение каждой семьи отдельной жилой площадью. Эта задача решается путем строительства большого числа домов, разделенных на единицы минимального стандарта.
2.Политика, осуществляемая в условиях, когда жилищный дефицит сведен к минимуму. На этой стадии главной целью становится обеспечение семьи из расчета каждому по комнате. Строительство ориентировано на более благоустроенные и комфортные квартиры.
3.Политика, осуществляемая в условиях количественного баланса спроса и предложения жилья. Она ориентирована на качественную сторону спроса - на строительство комфортабельного жилья, а также жилья, построенного ранее по минимальным стандартам.
4.Политика, осуществляемая в условиях отсутствия как абсолютного, так и относительного дефицита. На данном этапе государство существенно сокращает объемы финансирования жилищного сектора, за исключением выплат низкодоходным слоям населения.
Необходимость большого количества жилья в нашей стране в середине 20-го столетия явилась следствием нескольких процессов. Это активная миграция сельского населения в город, хаотическое перемещение населения после войны (эвакуированных, мобилизованных и т.п.). Способы решения данной проблемы одинаковы для всех стран независимо от географического положения и общественного строя. Это массовое стандартизированное жилищное строительство. Своим появление стандартные кварталы пятиэтажных домов - обязаны постановлению «Об устранении излишеств в планировании и строительстве», принятому в ноябре 1955 года. Тем самым решалась проблема обеспечения в короткий срок жильем достаточно большого количества граждан. Подобная политика жилищного строительства продолжалась несколько десятилетий. Нередко в крупных городах возводились жилищные комплексы без собственной социальной инфраструктуры, то есть «спальные районы».
Первые типовые дома в нашей стране получили название «хрущобы». По нормативам и стандартам срок их эксплуатации подходит к концу. Поэтому возникает вопрос о необходимости их модернизации. О реконструкции типовых домов первыми заговорили во Франции, Германии и Швеции, где такая планировка использовалась вскоре после второй мировой войны для так называемого социального строительства, финансируемого из государственного бюджета и предназначенного для малоимущих слоев населения. Были предусмотрены четыре этапа модернизации: внутренняя перепланировка, создание недостающих инженерных сетей, утепление стен, современная отделка.
2. Становление рынка жилья.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.