Эти задачи могут быть решены при соблюдении следующих условий.
1. Отказ от излишней государственной опеки и перенос основной доли ответственности за формирование достойного уровня жизни на самих граждан.
2. Ответственность государства за безусловное предоставление минимальных гарантий в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также комплекса услуг социального обслуживания нетрудоспособных.
3. Равноправное участие в выработке основ социальной политики всех заинтересованных субъектов общественной жизни, открытый, гласный характер социальной политики.
4. Эффективная социальная политика невозможна в условиях высокой инфляции и вне строгих бюджетных рамок. Чем выше инфляционные тенденции, тем меньше реальное финансирование бюджетной сферы и тяжелее положение незащищенных слоев населения.
5. Распределение выделенных на социальные цели средств по объективным основаниям.
6. Перенос центра тяжести в решении социальных проблем на уровень регионов и расширение их законодательных прав.
В реализации названных социальных задач особенно проявляется взаимосвязь экономической и социальной политики государства, значение социально ориентированности экономического развития общества. При этом следует заметить, что чем выше производственный и научно-технический потенциал экономического развития, тем сильнее воздействие социальных факторов на него. Характер воздействия социальных факторов на экономику разнообразен. Например, одни из них преимущественно влияют на уровень производительности труда, другие – на производственную дисциплину, на текучесть рабочей силы или на миграционные процессы. Воздействие социальных факторов, условий жизнедеятельности человека на производство может быть постоянным и периодическим, прямым и косвенным.
Общие направления социальной политики
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
||||
НАПРАВЛЕНИЯ |
ПРЯМАЯ ПОДДЕРЖКА ДОХОДОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ |
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ |
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ПОДДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ «НАТУРАЛЬНЫХ» УСЛУГ УСРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ |
|
ФУНКЦИЯ |
ЗАЩИТНАЯ |
АКТИВНАЯ |
КОНСТРУКТИВНАЯ |
|
ОБЪЕКТ |
Наиболее нуждающиеся, экономически слабые группы населения |
ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ |
ВСЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ |
|
Новые условия проведения социальной политики предполагают развитие следующих аспектов: а) распространение системы социального обеспечения и социальной защиты на более широкие слои населения; б) прогрессивное расширение типов, качества и уровня, предоставляемых социальных услуг; в) проведение соответствующих институциональных, законодательных и иных мероприятий.
В перспективе предполагается переход от этапа усиления защитной функции социальной политики к этапу созидательной социальной политики.
3. Особенности и составные части социальной политики в регионе.
Сегодня одной из наиболее острых проблем является проблема управления социальным развитием региона. Основой разработки перспектив подобного развития и конкретных программ может стать глубинное понимание проблем социального развития, научно-обоснованный характер управленческой деятельности, знания о подлинном характере процессов жизнедеятельности регионов, а также нахождение форм и методов привлечения населения и всех заинтересованных специалистов к решению региональных социальных проблем.
Региональная социальная политика связана с регулированием межтерриториальных различий в уровнях развития и уровне жизни. Теоретическая установка на выравнивание этих различий не подкреплена реальными средствами гарантирования социальных стандартов, не увязана с задачами повышения эффективности производства как внутри отдельных регионов, так и в масштабе страны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.