Правовые социально-трудовые отношения, то есть отношения в сфере труда, включают условия защиты и заботы о здоровье, уровне жизни, как в настоящем, так и в будущем периоде жизни человека. Гарантии занятости подразумевают гарантии охраны труда, гарантии времени работы, гарантии рабочего места (защита от неоправданного увольнения).
Сложившаяся социальная политика в сфере труда имела второстепенный и компенсационный характер, то есть являлась средством выполнения основной экономической цели.
Политика в сфере труда и занятости, являясь частью социальной политики, выступает «связующим звеном» между собственно экономической и социальной политикой. Экономическая политика, направленная на повышение эффективности производства, определяет объем и структуру занятости. Социальная политика с позиций принципов социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий (право на работу, социальное страхование, обеспечение средств существования для социально слабых групп и т.д.). Политика в сфере занятости оказывает существенное влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет:
n объем и структуру доходов семей;
n количество и состав «слабых» групп (категорий, нуждающихся в поддержке);
n объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.
Однако необходимо реально оценивать материальные и моральные возможности проведения социальной политики в сфере труда.
Так, в странах Западной Европы, считают специалисты, именно социальная политика, основанная на высоких налогах и высоких требования к бизнесу, обусловила колоссальное увеличение за последние 1,5 десятилетия уровня безработицы. В настоящее время в Германии, Франции этот показатель составляет 12%, около 20% - в Испании, против прежних 5%.
Основной причиной взрыва безработицы в Европе является стремительный рост цен на рабочую силу - более чем на треть. В Германии и Франции он является результатом политики социальной защиты, здравоохранения, начисления пособий по безработице и нетрудоспособности и прочих налогов. Подобные процессы характерны и для других европейских стран. Правила по ограничению увольнений и обязательным выходным пособиям, а также другие выплаты подняли европейские цены на труд до выше уровня, необходимого для уплаты высоких налогов. Длительные отпуска по болезни и другим причинам повысили продолжительность отсутствия на работе в Швеции и Германии почти до 10% по сравнению с 2-3% в Японии и США.
Сокращая расходы, многие европейские предприятия все чаще используют прием временных работников, поскольку их легче уволить, и на них не распространяются дополнительные льготы и налоги. В Испании, где также невозможно увольнять служащих, внесенных в постоянную штатную ведомость, около трети всех работников являются временными. Даже во Франции и Германии примерно 10% работников - временные.
Стремительно растет и теневая европейская экономика. Отчасти потому, что это позволяет избежать назначаемой государством цены на труд. Хотя достоверной информации по данному сектору экономики не существует, но, по примерным оценкам, в Италии и Испании около 25% всех работающих по крайней мере, часть времени работают в теневой экономике, в Бельгии, Франции, Германии и Швеции эта цифра составляет 10%.
Когда труд является дорогим, а уволить работника весьма сложно, предприятия даже в условиях роста производства неохотно идут на замену покинувших фирму работников или на увеличение рабочих мест. Поэтому в Европе сейчас уходит больше времени, чем десять лет назад, на то, чтобы найти работу молодым работникам, женщинам после декретного отпуска или иммигрантам. Не имеющие работы больше года составляют около трети всех безработных.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.