Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 82

2. Сеть образовательных учреждений региона: структура, направленность изменений.

На начало 1995/1996 учебного года в Новосибирской области функционировали 1532 дневные общеобразовательные школы Министерства образования с численностью учащихся 406,6 тыс. человек. Действовали 13 негосударственных общеобразовательных школ, в них обучалось 1288 учащихся. В 58  вечерних (сменных) общеобразовательных школах обучались 12,4 тыс. человек. В области действовало 55 средних специальных учебных заведений, из них 15 высших профессиональных училищ (колледжей); 16 самостоятельных высших учебных заведений, в том числе 6 академий. Число студентов в вузах составляло 70,5 тыс. человек. Функционировали 6 негосударственных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов с высшим образованием, в них обучалось 3,6 тыс. студентов.

Положение с финансирование из региональных и местных бюджетов различно ввиду существенной диспропорции в экономическом развитии территорий. Однако в целом  расходы на образование, предусмотренные консолидированным  бюджетом, не превышает 60-65% от потребности отрасли. Продолжается сокращение средств на строительство и реконструкцию зданий, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений.

Как и во всей социальной сфере, в системе образования действуют как рыночные, так социально-экономические  механизмы нерыночного (некоммерческого) характера. Их взаимодействие регулирует внешние связи системы образования со сферой материального производства, а также специфику «технологий» обучения, воспитания и подготовки кадров. Поэтому задачей в сфере образования становится одновременное и сопряженное совершенствование рыночного и нерыночного механизмов. Необходимо выделить приоритеты деятельности и инвестирования, обеспечивающие эффективность образования и совместных сфер. Целесообразно создать комплекс мер и установок, обеспечивающих повышение качественных характеристик работы всех ступеней образования.  

В современных условиях осуществляется переход массовой российской школы на вариативное, развивающее обучение, образование по выбору. Идет децентрализация управления системой за счет расширения полномочий регионов и образовательных учреждений. Управление образованием все более приобретает государственно-общественный характер.

Отмечается рост числа учреждений нетрадиционных видов - лицеев, гимназий, колледжей, образовательных комплексов. Растет количество негосударственных образовательных учреждений. По территории страны они расположены неравномерно.

Таблица

Количество негосударственных учебных заведений

и численность обучающихся в них

1993г.

1994г.

1995г.

Количество школ 

368

447

525

Количество вузов

78

157

193

Число школьников (тыс. чел.)

32,6

39,2

45,8

Число студентов (тыс. чел.)

69,4

110,6

135,5

(Рудник Б., Шишкин С., Якобсон Л. Социальные услуги: приоритет качеству. // Экономика и жизнь, 1996.)

Примером функционирования рыночного механизма в сфере общего образования является оказание платных услуг. Идея платных образовательных услуг в школе возникла в середине 80-х годов. Вокруг нее сплотились люди, которые сначала организовали репетиторские кооперативы, а затем - первые частные школы. Появлению частных школ способствовали бюрократичность государственной школы, бедность ее программ, переполненность классов, отсутствием индивидуального подхода к обучающимся, нередкая необходимость репетиторства.

В обществе существуют три группы граждан, заинтересованных в существовании негосударственных общеобразовательных заведениях. 1. Педагоги, желающие реализовать  свои образовательные программы, авторские методики и не находящие соответствующей поддержки и понимания в государственных школах. 2. Родители, желающие особого подхода к своим детям в процессе обучения. 3.  Общественные и государственные деятели, понимающие, что государственная школа достаточно медленно реагирует на изменения социально-экономической ситуации в стране, а дифференциация общества в условиях рынка быстро увеличивает потребности различных групп населения в разнообразных образовательных услугах.