2. Сеть образовательных учреждений региона: структура, направленность изменений.
На начало 1995/1996 учебного года в Новосибирской области функционировали 1532 дневные общеобразовательные школы Министерства образования с численностью учащихся 406,6 тыс. человек. Действовали 13 негосударственных общеобразовательных школ, в них обучалось 1288 учащихся. В 58 вечерних (сменных) общеобразовательных школах обучались 12,4 тыс. человек. В области действовало 55 средних специальных учебных заведений, из них 15 высших профессиональных училищ (колледжей); 16 самостоятельных высших учебных заведений, в том числе 6 академий. Число студентов в вузах составляло 70,5 тыс. человек. Функционировали 6 негосударственных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов с высшим образованием, в них обучалось 3,6 тыс. студентов.
Положение с финансирование из региональных и местных бюджетов различно ввиду существенной диспропорции в экономическом развитии территорий. Однако в целом расходы на образование, предусмотренные консолидированным бюджетом, не превышает 60-65% от потребности отрасли. Продолжается сокращение средств на строительство и реконструкцию зданий, материально-техническое обеспечение образовательных учреждений.
Как и во всей социальной сфере, в системе образования действуют как рыночные, так социально-экономические механизмы нерыночного (некоммерческого) характера. Их взаимодействие регулирует внешние связи системы образования со сферой материального производства, а также специфику «технологий» обучения, воспитания и подготовки кадров. Поэтому задачей в сфере образования становится одновременное и сопряженное совершенствование рыночного и нерыночного механизмов. Необходимо выделить приоритеты деятельности и инвестирования, обеспечивающие эффективность образования и совместных сфер. Целесообразно создать комплекс мер и установок, обеспечивающих повышение качественных характеристик работы всех ступеней образования.
В современных условиях осуществляется переход массовой российской школы на вариативное, развивающее обучение, образование по выбору. Идет децентрализация управления системой за счет расширения полномочий регионов и образовательных учреждений. Управление образованием все более приобретает государственно-общественный характер.
Отмечается рост числа учреждений нетрадиционных видов - лицеев, гимназий, колледжей, образовательных комплексов. Растет количество негосударственных образовательных учреждений. По территории страны они расположены неравномерно.
Таблица
Количество негосударственных учебных заведений
и численность обучающихся в них
1993г. |
1994г. |
1995г. |
|
Количество школ |
368 |
447 |
525 |
Количество вузов |
78 |
157 |
193 |
Число школьников (тыс. чел.) |
32,6 |
39,2 |
45,8 |
Число студентов (тыс. чел.) |
69,4 |
110,6 |
135,5 |
(Рудник Б., Шишкин С., Якобсон Л. Социальные услуги: приоритет качеству. // Экономика и жизнь, 1996.)
Примером функционирования рыночного механизма в сфере общего образования является оказание платных услуг. Идея платных образовательных услуг в школе возникла в середине 80-х годов. Вокруг нее сплотились люди, которые сначала организовали репетиторские кооперативы, а затем - первые частные школы. Появлению частных школ способствовали бюрократичность государственной школы, бедность ее программ, переполненность классов, отсутствием индивидуального подхода к обучающимся, нередкая необходимость репетиторства.
В обществе существуют три группы граждан, заинтересованных в существовании негосударственных общеобразовательных заведениях. 1. Педагоги, желающие реализовать свои образовательные программы, авторские методики и не находящие соответствующей поддержки и понимания в государственных школах. 2. Родители, желающие особого подхода к своим детям в процессе обучения. 3. Общественные и государственные деятели, понимающие, что государственная школа достаточно медленно реагирует на изменения социально-экономической ситуации в стране, а дифференциация общества в условиях рынка быстро увеличивает потребности различных групп населения в разнообразных образовательных услугах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.