Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 58

Российская Федеральная миграционная служба создана в июне 1992 года. Она имеет подразделения во всех регионах. Основные направления миграционной политики.

1.Защита прав и интересов граждан РФ, проживающих на ее территории и за ее пределами.

2.Управление миграционными процессами, регулирование миграционных потоков, их стабилизация, минимизация, ведение миграционного контроля.

3.Содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов.

ФМС разрабатывает и реализовывает миграционные программы. Именно в рамках региональных миграционных программ (они приняты в большинстве регионов РФ) наиболее эффективно решение проблем мигрантов.  На ней лежит обязанность распределения средств на решение проблем миграции и контроля их использования. Миграционная служба в лице ее региональных отделений организует прием и временное размещение беженцев. Также ФМС занимается разработкой и реализацией мер  регулирования внешней трудовой миграции. Принимаются меры пресечения незаконной миграции.

Таблица   3

Направления расходов ФМС России в 1998-2000гг.

Статья расходов

%

Ссуды на жилье для вынужденных переселенцев

41,21

Система иммиграционного контроля и работа с иностранцами

3,08

Строительство постоянного жилья для вынужденных переселенцев

26,20

Создание временного жилья для вынужденных переселенцев и беженцев

5,02

Создание социальной инфраструктуры для вынужденных переселенцев

5,24

Рабочие места для вынужденных переселенцев

1,30

Пособия для вынужденных переселенцев и беженцев

1,07

Временное содержание вынужденных мигрантов, в том числе прибывших из-за чрезвычайных ситуаций в местах их проживания

6,27

Прочие расходы

10,61

Федеральная миграционная программа на 1998-2000 годы //Экономика и жизнь,1998. - №3.

Происходит постепенный переход к комплексному регулированию миграционных процессов, формирование единых подходов к работе с разными категориями мигрантов. Это стало возможным благодаря тому, что в настоящее время сложились более или менее стабильные параметры миграционных потоков, в частности из стран ближнего зарубежья. К 2001 году из бывших республик Советского Союза  ожидается в общей сложности более 2 миллионов человек, из них вынужденных переселенцев 500-600 тысяч человек (Воробьева О. Странники не по своей воле //Экономика и жизнь,1998. - №3).

Помимо перечисленных функций, на миграционную службу возложена обязанность законодательной защиты прав мигрантов. В 1993 году в РФ приняты законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Однако политическая, социально-экономическая ситуация достаточно динамичны и в 1995, а затем в 1997 годах в них вносились изменения и дополнения.

Понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» различны по содержанию. Беженцы - это лица, покинувшие места своего постоянного проживания из-за совершенного или грозящего насилия, по расовым, национальным, религиозным ил политическим мотивам и прибывшие или желающие прибыть на постоянное жительство в Российскую Федерацию, но не имеющие ее гражданства. Вынужденные переселенцы - покинувшие или намеренные покинуть места своего жительства по тем же обстоятельствам: а) российские граждане независимо от их постоянного места жительства; б) граждане СССР, проживающие в союзных республиках за пределами Российской Федерации и приобретшие российское гражданство на ее территории; в) лица, не имеющие российского гражданства и постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Понятие «вынужденный переселенец» не имеет аналогов в международной практике. Сложилась необычная ситуация: беженцами оказались люди, проживавшие на территории бывшего СССР и считавшиеся гражданами одной страны. Поэтому Российское государство берет на себя значительно больше обязательств по отношению к вынужденным переселенцам, чем к беженцам. Им обеспечивают максимально возможную помощь, тогда как беженцам - минимально необходимую.