Экономический смысл экологических сборов и штрафов заключается в увеличении стоимости продукта или ресурса до величины, возмещающей наносимый природе ущерб. Наиболее известным видом сбора являются платежи за жидкие выбросы с целью контролирования загрязнения внутренних и прибрежных вод. В Нидерландах применение этого средства регулирования загрязнения позволило сократить масштабы загрязнения отходами водных бассейнов на 70% в 1969-1980 гг. и еще на 10% - в 80-е годы. В ряде стран существуют сборы на твердые отходы. Широко распространены платежи за потребление ряда продуктов (смазочные масла, отдельные химикалии).
Общим недостатком экологических налогов и сборов как средства регулирования окружающей среды является отсутствие стимулирующего эффекта (за исключением отдельных случаев, где эта система действует наиболее эффективно). Налоги и сборы производитель включает в издержки производства и редко несет от них убытки. Стимулирующий эффект достигается тогда, когда налоги и сборы достаточно высоки, чтобы заставить производителя менять технологию, уменьшать размеры выбросов.
В ряде стран экологические сборы и налоги напрямую направляются на природоохранительные мероприятия, в частности, в качестве субсидий на развитие очистных сооружений. Во Франции 90% платежей за загрязнение окружающей среды возвращается загрязнителям как возмещение экологических инвестиций (строительство очистных сооружений, применение новых технологий). Роль субсидий оценивается неоднозначно. Существует мнение, что они несправедливо поддерживают загрязнителей и слабо влияют на снижение уровня окружающей среды.
В последние годы ряд стран ввел в практику новый класс экономических инструментов экологической политики, создающих рынок экологических услуг и выбросов. Принцип «торговли выбросами» заключается в том, что в границах определенного воздушного или водного бассейна устанавливается допустимый уровень выбросов, поделенный между действующими предприятиями. У производителя, собирающегося расширить производственные мощности, есть два выхода: либо он должен сократить выбросы с действующего предприятия, либо купить у соседних предприятий разрешения на выбросы. В любом случае желаемый уровень загрязнения окружающей среды сохраняется с минимальными издержками для общества. В то же время предприятия имеют стимул для совершенствования технологий. В ряде случаев часть разрешений на выбросы распространяется на жителей района, которые могут при желании продать их промышленникам, получая своеобразную компенсацию за загрязнение атмосферы и воды. Разрешения на выбросы могут выкупать государство и экологические организации с целью постепенного снижения допустимого уровня загрязнения окружающей среды на данной территории.
В США торговля правами на выбросы в атмосферу регулируется Законом о чистом воздухе. Одновременно развитие торговли правами на выбросы требует постоянных расходов на мониторинг окружающей среды, контроль источников загрязнения, отслеживание осуществляемых сделок.
Рыночным методом регулирования потребления природных ресурсов является также торговля квотами, например, на добычу рыбы. Правительство Новой Зеландии ввело систему квот на улов рыбы. Некоторые рыбаки продали свои квоты на улов другим рыбакам или государству. Была достигнута защита от чрезмерных уловов рыбы и сохранен этот ресурс, произошел рост экономической эффективности рыболовства за счет его концентрирования и самофинансирования.
Согласно официальной оценке, лидерами в использовании экономических инструментов в природоохранительной политике являются Германия, Швеция и Нидерланды. В то же время административные методы контроля окружающей среды остаются преобладающими.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.