Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» содержит принципы изменения организационно-экономических форм собственности в жилищной сфере. Во-первых, это исключительная добровольность граждан приватизировать занимаемые ими жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонда. Во-вторых, право владельцев приватизированных квартир (домов) владеть, пользоваться и распоряжаться этими жилыми помещениями по своему усмотрению. В-третьих, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. В-четвертых, сохранение на переходный период к рыночным отношениям для граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, действующего порядка постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями. В-пятых, размер бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений должен составлять не менее 18 кв. м общей площади на человека и дополнительно 9 кв. м на семью. В-шестых, обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляется при желании их владельцев жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, обслуживающими эти дома до начала приватизации. В-седьмых, оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных квартир (домов) производится их собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.
Разработчики жилищной политики в России приняли решение, что выигрыш от более быстрого становления жилищного рынка (и предоставления большому числу семей возможностей прямого участия в программе общей экономической реформы) перевешивает существенные издержки проведения политики бесплатной приватизации жилья или приватизации за низкую плату. Эти издержки включают в себя ущерб от несправедливого распределения национального богатства, потери местными бюджетами значительных доходов, необходимых для финансирования капитального строительства или содержания жилищного фонда.
При анализе проведения приватизации жилья (с начала 1992 года) можно отметить следующие моменты. С одной стороны, условия приватизации были очень выгодными. Квартиру можно было получить в собственность без затруднений по минимальным, символическим ценам либо бесплатно, не считая расходов по оформлению. Преимуществом приватизации была возможность свободно продавать квартиру или сдавать в аренду по рыночным ценам, можно также завещать ее родственнику или знакомому, не прописанным в данной квартире.
Частично жилищная реформа решается дореформенными методами. Так, остается понятие очередника на улучшение жилищных условий. Практически обещания государства не подкрепляются экономическими ресурсами. В современных условиях наиболее целесообразным является оказание финансово-кредитной помощи желающим и способным самостоятельно улучшить свои жилищные условия. Виды такой помощи давно используются во многих странах. Привилегией нынешних очередников может быть льготный муниципальный кредит, предоставляемый на определенный срок в зависимости от платежеспособности соискателей. При необходимости, особых обстоятельствах кредит может быть, преобразован в безвозмездную субсидию. Квартиры социально незащищенным гражданам могут предоставляться на условиях аренды (без права приватизации). Параллельно целесообразно создавать маневренный фонд для временного размещения граждан.
Однако темпы приватизации оказались, не так велики, как ожидалось. Это объясняется несколькими факторами. Квартиросъемщики обладают широкими правами: их практически невозможно выселить из занимаемого жилья, даже если они не платят за квартиру; они также могут передать по наследству право пользования квартирой взрослым детям или внукам, прописанным в данной квартире. Иными словами, выигрыш от приватизации с точки зрения прав на пользование квартирой, минимален. Дополнительно удерживает жильцов от приватизации плохое состояние большинства жилых домов. Приватизация квартиры в этих условиях означает приобретение права оплачивать будущий капитальный ремонт, а также неопределенность относительно величины будущих налогов на собственность и ставок оплаты содержания зданий. В целом к концу 1993 года 26% государственного жилищного фонда было переведено в частную собственность, к концу 1995 года значение данного показателя достигло 36%. (Страйк Р., Косарева Н. Цена упущенной выгоды. //Экономика и жизнь, 1995. - №44).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.