Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 7

4. Объект и субъекты социальной политики в регионе.

В настоящее время регион испытывает перераспределение управленческих функций, связанное с децентрализацией системы управления и усилением социальной направленности деятельности региональных органов управления, развитием координирующих функций, обеспечивающих сбалансированность различных сфер деятельности в регионе. Успешное развитие указанных задач невозможно без четкого разграничения полномочий региональных органов управления. В теоретическом аспекте исходным пунктом выявления и установления рационального базиса  иерархического строения любой системы управления является тезис о необходимости четкого соответствия управляющей системы объекту управления.

В условиях формирования нового социально-экономического пространства для развития региона перед органами управления встает проблема перехода от роли управляющего объекта, который реагирует на решения тех или иных социальных задач, к позиции активного формирования и реализации самостоятельной долгосрочной социально-экономической региональной политики, охватывающей всю полноту и сложность жизнедеятельности региона.

Цели и задачи, заложенные в социально-экономическую политику региона, обусловливаются его ролью в экономике страны, как самостоятельной подсистемы, с одной стороны, и составной частью определенного социально-экономического пространства, с другой. Структура внутренних целей развития региона позволяет сделать вывод об особой актуальности и приоритетности социальных задач, связанных с ростом уровня жизни населения, всесторонним удовлетворением потребностей людей, обеспечением гарантированной социальной защиты граждан. Это направление занимает доминирующее положение в региональном управлении.

Актуальной является задача выявления объекта социальной политики. Именно от этого зависит разработка адекватных этому объекту (и его составным частям) механизмов  и типов управляющего воздействия. Меры воздействия социальной политики по отношению к одному типу социальной общности, могут не принести желаемого результата, будучи примененными к другому, пусть внешне схожему типу. В целом совокупность объектов социальной политики укладывается в следующие теоретические рамки и характеризуется такими понятиями, как естественные, случайные, функциональные общности, формальные и неформальные организации. Представленная классификация является отправной точкой для формирования дифференцированных механизмов воздействия на различные социальные группы для эффективной реализации целей социальной политики.

В совокупности социальных программ, разработанных в последний период, наиболее важными являются программы, направленные на социальную защиту населения, особенно неконкурентоспособных в силу объективных  обстоятельств категорий населения. Эта задача ставится в разряд первоочередных, поскольку от ее успешного разрешения зависит и успех перехода к цивилизованному экономическому развитию, которое создает основу для социальной поддержки граждан.

Субъект социальной политики в регионе также неоднороден. Уровень минимальных социальных гарантий населению устанавливается государством. Региональные органы управления должны обеспечивать выполнение данных гарантий в размере не ниже федерального показателя. Немалую роль в устранении «несправедливых» региональных различий должны сыграть органы местного самоуправления. Они вправе и способны, как и органы власти субъектов Федерации, устанавливать дополнительные льготы и компенсации гражданам, проживающим на соответствующей «локальной» территории. Единственное, что они делать не вправе, - снижать установленный государством уровень социально-правовых и экономических стандартов. Например, по своей инициативе перераспределять средства на социальные нужды. Принимают участие в решении социальных проблем регионального сообщества   и предприятия, функционирующие на данной территории. Еще одним субъектом реализации целей социальной политики в регионе становятся межрегиональные ассоциации (например, межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия «Сибирское соглашение»), в рамках которых существуют Координационные Советы по важнейшим экономическим и социальным направлениям. Руководители Координационных Советов входят в коллегии федеральных министерств. Такая практика позволяет более эффективно и оперативно решать те или иные вопросы. Кроме этого в реализации целей социальной политики на региональном уровне принимают участие общественные, некоммерческие, благотворительные организации.