Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 15

По методам распределения услуг: мастер приезжает к потребителю, потребитель приезжает к мастеру, опосредованная связь потребителя и учреждения обслуживания (например, такси по вызову, парикмахерская, передачи телестудии).

По степени участия потребителя в производстве услуги: высокая/низкая (Например, предприятия самообслуживания и прокат кинофильмов).

По степени контакта производителя услуги с потребителем: высокая/низкая (например,  содержание жилья и химчистка).

Классификация услуг по объекту ее приложения

ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ УСЛУГ

СФЕРЫ УСЛУГ

1. Осязаемые действия, направленные на тело человека

Здравоохранение, пассажирский транспорт, парикмахерские, спортивные заведения и т.п.

2. Осязаемые действия, направленные на товары и иные физические объекты

Ветеринарная служба, прачечные, химчистки и п.т.

3. неосязаемые действия, направленные на сознание человека

Образование, средства массовой информации, культурно-просветительные учреждения и др.

4. Неосязаемые действия с неосязаемыми активами

Банки, консультационные фирмы, страхование и пр.

Факторы развития сферы услуг во второй половине 20-го века. (В.С.Занадворов, А.В.Занадворова) 

1.  Технологические изменения, приводящие к снижению спроса на рабочую силу со стороны материального производства.

2.  Переход к новым методам организации производства, ведущий к росту значимости консультационных услуг.

3.  Социально-культурные сдвиги (усиление роли образования, кризис института семьи, общее старение населения).

4.  Роль органов государственной власти (возможность управлять соответствующими учреждениями и финансировать некоторые социальные программы).

Деятельность социальных организаций имеет ряд характерных особенностей, обусловленных как спецификой продукта – социальной услуги, так и самим характером деятельности, построением организационной структуры неприбыльной организации.

1.  Социальные организации часто работают на очень узких или неприбыльных сегментах, потребность в которых не удовлетворяется коммерческими организациями. Это обстоятельство делает неконкурентоспособными неприбыльные организации по отношению к коммерческим организациям (в случае отсутствия   государственной дотации или спонсорской помощи). Поэтому подобное финансирование служит как для развития необходимой сети социальных услуг, так и для поддержания цены на них на приемлемом уровне.

2.  Относительно невысокая степень дифференциации продукта, узость ассортимента предлагаемых услуг. Большая часть неприбыльных организаций использует дифференцированную или концентрированную стратегию маркетинга.

3.  Быстрое обновление многих видов социальных услуг, поскольку именно через неприбыльные организации реализуются новые социальные идеи, прежде чем они получат широкую общественную поддержку и государственную дотацию или напротив, станут объектом внимания со стороны коммерческих структур.

4.  Тесная связь качества товара социальной услуги с мотивациями и формами стимулирования персонала неприбыльной организации.

5.  Отсутствие у многих социальных услуг стандартов качества, объективная нестандартизированность социальных услуг порождает у потребителей чувство неудовлетворенности качеством предлагаемых социальных услуг.

Что касается цены социальной услуги, то она может быть рассмотрена в двух ракурсах – с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя.

1.Для потребителей большинство социальных услуг предоставляется следующим образом:

-  бесплатно

-  по цене ниже себестоимости

-  ниже рыночной стоимости

С точки зрения борьбы за потребителя неприбыльные организации чаще всего используют неценовые методы конкуренции. Однако в некоторых сферах стремясь завоевать свой ценовой рынок, не имея возможности предоставлять услуги бесплатно, неприбыльные  организации вступают в конкуренцию с коммерческими организациями.