Если в потреблении той или иной социальной услуги населению общество заинтересовано больше, чем его отдельные слои, то такая услуга может предоставляться на «бесплатной» основе. И, напротив, если в потреблении услуги отдельные слои населения заинтересованы больше, чем общество в целом, эта услуга моет предоставляться на платной основе. Однако прямая продажа социальных услуг не рассчитана на массового потребителя, по крайней мере, в начале переходного периода. Формирование и расширение сферы деятельности частных институтов в социальной сфере существенно тормозятся падением жизненного уровня подавляющей части населения.
Хотя в условиях многоукладности государственная монополия ослабевает, государственный сектор сохраняет свое господствующее положение в сфере социальных услуг.
Масштаб задачи по обеспечению гарантированного минимального уровня социальных услуг для всего населения очень значителен. Ни частному капиталу, ни тем более благотворительности решить такую задачу не под силу. Кроме того, государственная основа дает возможность социальной инфраструктуре преследовать достижение социальных целей в качестве приоритетных. Этого не может позволить себе частный бизнес, для которого производство и продажа социальных услуг является своеобразной сферой приложения капитала и извлечение прибыли.
Однако необходимость повышения уровня и увеличения социальных услуг, предоставляемых государством, обуславливают потребность в социальной продукции частного и некоммерческого секторов, а так же программ, действующих в рамках отдельных предприятий. Плюрализм в сфере услуг в состоянии повысить ее эффективность, то есть позволяет учитывать многообразие существующих потребностей, более адекватно реагировать на их изменения. Поэтому целесообразно доводить процесс разгосударствления до его абсолюта, во избежание отрицательных последствий, как для самой сферы социальной инфраструктуры, так и для потребителей ее продукции.
Вместе с тем, некоммерческая суть фундаментальной науки, культуры, образования, здравоохранения должна реализовываться в рыночном пространстве. Занимая приоритетные позиции при рыночной организации общественного производства, работая на обеспечение функциональной жизнеспособности общественного организма, они должны сбалансировано строить отношения с обществом и отдельной личностью в условиях рынка. При этом в обмен на оказываемые услуги, то есть на результаты своей производственной деятельности, получить возможность не только окупить затраты своего труда, не только обеспечить простое, но и расширенное воспроизводство своей деятельности во имя удовлетворения не только своих собственных интересов, но и интересов общества и отдельного человека. Необходимы такие формы, которые сводили бы воедино профессиональные и социально-экономические интересы производителей социально-значимых услуг с интересами общества и личности, соблюдая законы товарного производства, что возможно лишь при целенаправленной коррекции различных форм взаимоотношений между ними. Важен баланс некоммерческих интересов данных сфер деятельности с рыночной системой организации общественного производства.
Развитие рыночных отношений вызывает необходимость применения социального маркетинга. Рыночные отношения – это появление свободы выбора у потребителя. Свобода выбора проявляется не только в части потребления конкретных благ и услуг, но и в возможности самостоятельно определять основные характеристики своего социального поведения, демонстрировать свою приверженность различным социальным институтом, идеям, ценностям.
Использование социального маркетинга в социальной политике может создать принципиальные преимущества путем привлечения дополнительных ресурсов, получаемых из негосударственных источников; повышение социальной ответственности производителей социальных благ и услуг; Обеспечение социальной направленности
Предоставляемых благ и услуг в конечно счете повышение уровня удовлетворения потребностей широких слоев населения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.