Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 2

2.Второй подход исходит из возможности эффективного использования этого опыта для вовлечения в процесс развития не только депрессивных и неблагополучных регионов, но и распространение его на всю национальную территорию с целью более полного использования ее природных и человеческих ресурсов. В этом случае региональное развитие рассматривается как потенциальный фактор экономического роста, подобный региональному развитию 60-х годов.

Региональное развитие осуществляется на иных основах, нежели макроэкономическое, Но также как оно представляет собой сложный феномен, включающий в себя одновременно социальные, экономические политические и культурные аспекты.

Процесс разграничения полномочий федерального центра и регионов в 90-е годы во многом происходил стихийно. Региональные органы управления либо явочным путем присваивали себе дополнительные полномочия, либо «выбивали» их себе посредством различных указов, постановлений и распоряжений федеральных властей. При этом нарастали негативные моменты во взаимоотношениях  федерального центра и регионов. Например, неполное перечисление налогов в федеральный бюджет. Усилилось фактическое неравенство территорий, как в формировании доходной части бюджета, так и в распределении дотаций и субвенций. Суверенизацию регионов ускорил административный, внеэкономический характер предоставления различных льгот. Нарастает противоречивость федерального и регионального законодательств. При проведении земельной реформы не учитывались специфические региональные особенности землепользования. В области приватизации отсутствие учета специфики регионов ведет к потере управляемости объектами федеральной собственности, приостановке приватизации в отдельных регионах. Происходит обособление региональных рынков. Поэтому необходим социально-экономический механизм взаимоотношений, обеспечивающий равенство регионов во взаимоотношениях с федеральным центром.

Целью региональной политики является сохранение территориальной целостности, обеспечение стандарта прав и уровня жизни граждан повсеместно на всей территории России, удержание единого экономического пространства как безусловных общероссийских ценностей. Выполнение этой цели требует дифференцированного похода к проблеме развития регионов. Эта разница обусловлена не только социально-экономическими различиями, наличием дотационных и прибыльных территорий, но и  целым рядом иных особенностей, сложившихся в процессе исторического, национально-государственного и социально-культурного развития территорий.

Региональная политика советского периода строилась на произвольном определении приоритетов регионального развития. Нынешняя региональная политика должна строиться как на универсальных базовых принципах, так и на специальных подходах, учитывающих специфику развития отдельных регионов. К числу универсальных следует отнести конституционно-правовые гарантии равенства прав граждан страны, вытекающее из них равенство всех субъектов в отношениях  с Федерацией и последовательное применение принципов бюджетного федерализма. К числу специфических – специальные меры федеральных органов управления по поддержке стратегически значимых территорий (приграничных, находящихся в зоне ЧП или в зоне вооруженных конфликтов, «эксклавных» образований и п.т.), а также регионов, терпящих бедствие вследствие неблагоприятных природно-климатических, экологических и прочих обстоятельств.

Понятие «регион» - как объект государственной политики значительно шире уже ставшего привычным понятия «субъект Федерации». Оно совпадает с ним только в правовом аспекте. Вместе с тем, регион - и субъект Федерации, и ассоциации субъектов, и объединенные в единый народнохозяйственный механизм части отдельных субъектов Российской Федерации.

Государственную региональную политику можно определить как комплекс мер государственного воздействия, направленных на фактическое (помимо формально-правового) выравнивание возможностей регионов, сложившихся хозяйственно-экономических комплексов, предприятий и граждан на всей территории страны. Но это не предполагает «уравнительности» и ограничение возможностей их развития пределами «минимального общероссийского стандарта».