С 1989 года предпринята попытка ввести модель хозрасчетного учреждения культуры, финансируемого из бюджета. Опытом предполагалось предоставление широкой экономической самостоятельности, права заниматься предпринимательской деятельностью, распределять получаемые доходы среди членов трудового коллектива. Деятельность учреждений менялась в соответствии с критериями текущей экономической выгоды. Но изменения были не в пользу профильных, социально-значимых направлений работы учреждений. Сложное положение с бюджетным финансированием не могло, не сказаться на деятельности учреждений культуры.
Одновременно происходило сокращение масштабов профильной деятельности государственных учреждений и увеличение объема средств, поступающих в учреждения культуры из всех источников. В период с 1989 по 1992 год значительно уменьшилось количество спектаклей, число зрителей, сократилась посещаемость выставок, количество клубных формирований, любительских объединений, кружков, число культурных массовых мероприятий. Заметно снижение количества культурных мероприятий. Не обеспечивается пополнение фондов музеев и библиотек. Уменьшается количество гастрольных поездок профессиональных коллективов. Менялась структура внебюджетных доходов учреждения. Снижалась доля средств, поступающих от оплаты услуг населением. Увеличивалась доля средств, получаемых от непрофильной деятельности, от аренды помещений, оборудования, от проведения коммерческих, массовых развлекательных мероприятий. Сфера бесплатного (льготного) обслуживания сужалась, и, напротив, расширялась сфера платных услуг в общем объеме деятельности.
Дифференциация моделей хозяйствования зависит от специфики функций, а также ориентации деятельности учреждения (например, театры варьете, детский, элитарный и т.п.). При выборе статуса организации культуры (коммерческое, некоммерческое) необходимо обязательно учитывать социально-значимые функции культурно-рекреативного комплекса. 1. Развитие искусства, спорта и других видов культурно-досуговой деятельности как самоценных областей общественной жизни. 2. Эстетическое и нравственное воспитание населения (в особенности детей, Юношества). 3. Сохранение художественных ценностей и традиций. 4.Поддержание престижа государства, нации, города.
Подход при определении статуса учреждения должен быть дифференцированный. Так, по-разному надо оценивать деятельность больших, уникальных учреждений (библиотек, музеев и т.п.) и относительно маленьких учреждений. Для мелких учреждений целесообразен статус некоммерческих организаций с сохранением бюджетного финансирования и наделением государственных органов правом формировать попечительские советы. Для уникальных объединений (музеи, библиотеки, театры, оркестры) должны создаваться собственные попечительские советы. В его составе должны быть представители органов власти, деятели культуры, искусства, меценаты, спонсоры. Взаимодействие администрации учреждения и попечительского совета должно быть детально оговорено.
Несмотря на сложности переходного периода, удалось сохранить сеть муниципальных учреждений культуры. В настоящее время продолжается процесс передачи на баланс органов управления ведомственных и профсоюзных объектов культуры. Сокращается список объектов культуры федерального значения с одновременной передачей их на баланс региональным органам управления. Администрацией регионов и городов могут предоставляться льготы учреждениям культуры. Так мэрией г. Новосибирска учреждения культуры, финансируемых из бюджета, освобождены от муниципальных налогов, а парки культуры и отдыха от платы за землю. В условиях экономического кризиса удалось сохранить практически всю основную сеть учреждений культуры. В отличие от соседних регионов не закрыт ни один из 1236 клубов и домов культуры.
Для развития предпринимательства в области культуры необходимо выделить круг организаций, в основном ориентирующихся на удовлетворение уже имеющихся, сформировавшихся потребительских запросов. Применяемые ограничения на расширение предпринимательской деятельности могут иметь социальный и моральный характер (национальные традиции и т.д.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.