Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 68

Структура стоимости жилищно-коммунальных услуг в РФ

по состоянию на 01.0198г.

Вид жилищно-коммунальных услуг

Доля услуги, %

Содержание жилищного фонда в т.ч. плата за кап. ремонт за наем

31,6

11,0

2,0

Водоснабжение и канализование

9,3

Газоснабжение

4,6

Теплоснабжение

45,3

Электроснабжение

9,2

Всего

100,0

(Экономика и жизнь,1998. - №7.)

С 90-х годов начался постепенный переход к оплате услуг потребителями по экономически обоснованным тарифам. До экономической реформы оплачиваемая населением доля затрат жилищно-коммунальных предприятий составляла около 20% от общей суммы. В большой степени их компенсировали промышленные потребители, тарифы для которых во много раз превышали тарифы для физических лиц. Из бюджета покрывалось еще 50-65% убытков ЖКХ. Финансирование его  развития практически полностью осуществлялось за счет государственных средств. Либерализация цен в 1992 году сопровождалась замораживанием уровня оплаты жилья и коммунальных тарифов. В результате население стало оплачивать лишь 1-2% (в некоторых регионах 0,2%) реальных затрат на жилищно-коммунальное обслуживание. Значительно уменьшился объем потребления коммунальных услуг промышленными предприятиями, которые начали заниматься ресурсосбережением. Общий объем недофинансирования ЖКХ достигал 99%, бюджет покрывал лишь 20 из них.

Реформа предполагает не только директивное повышение оплачиваемой населением доли затрат на его обслуживание, но и оценку экономической обоснованности тарифов, то есть 100-процентной базы, к которой должны приблизиться платежи. Чисто рыночный метод ценового регулирования - конкурентность субъектов хозяйствования - возможен лишь в ограниченных масштабах: в ремонтно-эксплуатационном обслуживании жилищного фонда, благоустройстве, вывозе бытовых отходов. Основная же доля затрат падает на услуги, предоставляемые естественными  монополистами - предприятиями водо-, тепло-, газо-, электроснабжения, канализации. Их монополия обусловлена технологически. И обязательностью обращения за данными услугами к данному производителю.

Опыт реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства показал, что путь достижения его безубыточности за счет простого повышения тарифов себя исчерпал. Главное внимание следует уделить снижению расходов на содержание жилья за счет экономии всех видов ресурсов, снижению их цены и удельных затрат на ремонт жилья и инженерных сетей. Сегодня между производителем и потребителем жилищно-коммунальных услуг стоят органы государственного и местного самоуправления. В их обязанности входит демонополизация сферы ЖКХ и развитие конкуренции, контроль и регулирование естественных и локальных монополий, внедрение ресурсосберегающих технологий. 

Ключевым звеном преобразований в ЖКХ является реформа оплаты жилья. При сохранении за субъектами РФ и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг будет создана система, при которой объем помощи из федерального центра (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться, исходя из единых нормативов федеральных стандартов.

Стандарт социальной нормы площади жилья. Определяется, исходя из следующих норм обеспеченности населения жилищем: 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м общей площади на семью из двух человек, 33 кв. м  на одиноко проживающих граждан.

Стандарт стоимости предоставления ЖКУ на 1 кв. м общей площади жилья (экономически обоснованный тариф). Рассчитывается, исходя из стандартного набора ЖКУ: содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, канализацию, электроснабжению; средних сложившихся норм потребления, а также среднего сложившегося «экономически обоснованного» тарифа по каждой из услуг в разрезе крупных экономических зон. Он может быть дифференцирован по социально-экономическим зонам России. Данный стандарт ежегодно пересматривается. На 1997 год составлял 8200 рублей за кв. м общей площади.