Эмиграция. Нельзя не учитывать возрастание внешней миграции. После принятия закона о въезде и выезде за рубеж активизировался выезд молодежи и лиц среднего возраста. Причем, не только этнических представителей евреев, немцев, армян, как это было прежде, так как здесь «база миграции» во многом исчерпана.
Практика приема мигрантов развитыми странами демонстрирует устойчивые ограничительные тенденции в их иммиграционной политике. Данные страны быстро отреагировали на современную миграционную ситуацию, считая, что установленные ими иммиграционные квоты защитят от неконтролируемой миграции. В настоящее время объем внешней миграции из РФ ограничивается внешними условиями - «емкостью» принимающей мигрантов стороны. Так, в США существует жесткая квота приема мигрантов, позволяющая отбирать квалифицированных специалистов.
Давая характеристику возрастной экономической активности иммигрантов в Россию, можно отметить следующее. В большинстве контингент приезжающих - это пожилые люди, лица предпенсионного возраста, либо представители младших групп трудоспособного населения, не имеющие детей. Основные мотивы переезда - это соединение с родственниками, проживающими в РФ, а также повышение образовательного уровня. Население, выезжающее за рубеж страны на постоянное место жительства, в своей массе является семейным. Среди эмигрантов в основном супружеские пары, находящиеся в экономически активном и репродуктивном возрасте, уезжающие с детьми.
Если такая ситуация примет затяжной характер, то это может привести к существенным изменениям в возрастной и семейной структуре населения. Вместе с тем, массовая семейная миграция затрагивает все категории населения: от детей до пожилых и тем самым вызывает сокращение всех возрастных групп. Таким образом, миграция как таковая, не может непосредственно стимулировать процессы «старения» населения. Однако исключение из естественного воспроизводства населения наиболее активных с точки зрения репродуктивного поведения категорий населения, а также потенциально активных групп будет способствовать сокращению естественного прироста и тем самым, косвенно отразится на процессе старения населения страны.
Эмиграционная волна - это поток населения с высоким социальным качеством, образованных, квалифицированных специалистов, людей с ярко выраженным стремлением к социальному росту. Можно предположить, что эмиграция, связанная с выездом за границу. Представляет собой ответную реакцию на изменение экономической и политической ситуации, снижение жизненного уровня.
4. Миграционная политика.
Предшественницей миграционной политики является переселенческая политика в рамках экономической модернизации России Петра Столыпина. Указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования» положил начало известной реформе. Одной из ее составляющих и была переселенческая политика. Мерами стимулирования переезда крестьян являлись, например, прощение всех недоимок, освобождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды. Сначала переселенческая политика получила общественную поддержку. Затем в быстром развитии обширного сибирского региона была увидена опасность создания там «особой страны» без дворянского элемента, что повлечет за собой отделение Сибири от России. При этом сами дворяне никуда переселяться не собирались, а разными способами тормозили реализацию большей части комплекса реформ.
Ранее отработанные методы, формы, средства миграционной политики без корректировки не могут использоваться. Проблема правовой, экономической и социальной защиты мигрантов являются одной из наиболее острых и политически значимых для органов государственного управления. Возрастающее значение работы с мигрантами привело к созданию миграционной службы. Структурным элементом механизма реализации миграционной политики государства является миграционная служба.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.