Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 45

3.  Правовое регулирование социально-трудовых отношений.

Новые явления и процессы, присущие рынку труда, должны получить соответствующее правовое оформление. Современный рынок труда требует реформирования трудового законодательства. Даже представленный проект трудового кодекса, нуждается в доработке в соответствии с новыми социально-экономическими условиями.

Это необходимо учитывать при корректировке законов о труде (ныне действующий КЗОТ был принят в 1971 году). Потребность в новом законе вызвана не только его устареванием. Большинство его норм носит универсальный характер неидеологизированный характер. Но в нем полностью отсутствует правовое регулирование принципиально новых явлений. Например, отношений по трудоустройству, складывающихся между кандидатами, работодателями о посредниками-рекрутерами.

Нарушения закона, начавшись с приема на работу, продолжаются и дальше. Все это приводит к постоянному и резкому росту количества трудовых споров, рассматриваемых судами. Распределение по категориям крайне неравномерно. Большинство споров вызваны невыплатой заработной платы, многочисленны дела о восстановлении на работе. А вот случаи обжалования в суд неправомерного отказа в приеме на работу практически отсутствуют. Характерен и контингент работодателей, с которыми судятся работники. Это, в основном, - приватизированные и государственные предприятия, прочие организации. Среди них присутствует очень мало изначально частных компаний. В случае неразрешимых противоречий с частным работодателем работники, как правило, «голосуют ногами» - увольняются. Таким образом, общество постепенно привыкает жить без законов.

Сейчас вопросы правового регулирования трудовых отношений в случаях длительного сокращения работ на предприятиях по причинам экономического характера отражены фрагментарно и притом не законом, а ведомственными актами Федеральной службы занятости.

Учитывая потребность сохранения кадрового потенциала предприятий, правовое регулирование этих вопросов должно осуществляться специальным федеральным законом. Он должен предусматривать условия предоставления компенсационных выплат, их размер, круг лиц, имеющих право на соответствующие компенсации, меры по переподготовке кадров в период вынужденной остановки производства.

Практика последних лет убедительно доказала, что  необходимо создать систему социального партнерства, обеспечить ее надлежащее функционирование для выявления интересов и потребностей сторон трудовых отношений, поиска и выработки взаимоприемлемых решений. Формирование системы социального партнерства требует четкого определения представительства сторон, регулирования процесса переговоров, порядка принятия решений, механизма их исполнения.

Закон «О занятости населения в РФ» принят в 1991 году. К нему принято несколько дополнений. Это один из законов, призванных (по смыслу) упреждать негативные последствия перехода к рынку.

Согласно указанному закону создана автономная, целостная Федеральная служба занятости. Среди основных направлений ее работы можно отметить.

n Поддержка рабочих мест и помощь работникам, находящимся под риском увольнения. 1. Финансовая помощь работодателям в создании дополнительных рабочих мест и безработным, желающим открыть свое дело. 2. Организация консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-плана, ведению бухгалтерского учета. 3. Предоставление компенсационных выплат для работников, занятых неполный рабочий день (неделю), находящихся в вынужденных отпусках без сохранения содержания, работающих на предприятиях, которые имеют экономическую перспективу и программу выхода из кризисной ситуации. 4. Финансирование работодателей в форме частичной компенсации расходов по заработной плате молодых людей в возрасте 16-26 лет, принятых на ученические рабочие места (в рамках программы «Молодежная практика»).