Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 6

С усилением территориальной концентрации производства и населения становится все более необходимым проведение специальной политики регулирования межтерриториальных различий в социальном развитии. Эта политика основывается на нескольких предпосылках. Во-первых, необходимость вовлечения в эксплуатацию природных ресурсов, расположенных в менее развитых регионах. Обеспечение нормального уровня жизни работников в этих регионах требует формирования развитого комплекса обслуживания, для которого ресурсов одного предприятия или отрасли недостаточно. Во-вторых, необходимость вовлечения в производство трудовых ресурсов менее развитых регионов. Социальное развитие их также связано, как правило, с привлечением инвестиционных ресурсов из централизованных фондов. В-третьих, экономическая и экологическая перегрузка развитых регионов. Это проявляется в резком росте затрат на развитие инфраструктуры.

Практическим решение проблемы регулирования уровня жизни в региональном разрезе является: 1) гарантирование равных для всей населенной территории возможностей удовлетворения основных социальных потребностей; 2) обеспечение дальнейшего роста благосостояния в зависимости от успехов региона в экономическом развитии; 3) целевое ускорение социального развития регионов, решающих в данный период задачи народнохозяйственного значения.

Социальная политика в регионе – это деятельность региональных органов управления  и общественных институтов, связанная с отношениями между отдельными социальными группами и общностями по поводу распределения общественного продукта, позволяющая согласовывать коренные интересы и потребности указанных групп населения с долговременными интересами и целями общества.  Это деятельность по управлению социальным развитием в региональном аспекте, исходящая из необходимости сочетания государственных и региональных интересов, основанная на анализе взаимодействия трех подсистем: населения, хозяйства, территории. Большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной политики, направленной на:

противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, резким проявлениям депопуляции населения;

предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральными и региональными миграционными программами;

содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с системой высшего и послевузовского образования;

оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Особое место в социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:

регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического  положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;

регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории страны;

осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах страны.

Таким образом, отказ от централизованного регулирования социального развития регионов не отменяет роли федерального центра в решении социальных проблем конкретной территории. Меняется характер их взаимоотношений.