2. Для производителя в основу цены кладутся издержки на оказание социальной услуги. Особенность неприбыльных организаций состоит в том, что их услуги оказываются как на возмездной, так и на безвозмездной основе. В случае платных услуг они покрываются за счет:
1)тарифа за услугу (изымается от потребителя)
2)дотаций из различных источников
3)доходов от собственной коммерческой деятельности в части других услуг.
В переходный период перемены в области рынка услуг становятся неизбежными, охватывая все стороны ее деятельности.
Необходимость реорганизации социальной сферы диктуется несколькими причинами. Среди них главную роль играют “внутренние”. К ним относятся недостатки самих социальных отраслей.
- Во многом они обусловлены чрезмерной централизацией и, почти полным огосударствлением во всех звеньях. Отсутствие конкуренции между отдельными производителями социальных услуг и возможности выбора у потребителей во многом дестимулируют производительный труд работников социальной сферы, препятствуют достижению высокого качества и условия обслуживания. Отрасли социальной инфраструктуры постоянно находятся в неудовлетворительном состоянии, с точки зрения социальных и экономических потребностей общества. Методы осуществления нынешних коренных общественных преобразований во многом способствует его обострению. Это требует реорганизации всей сферы услуг.
- Одним из важнейших этапов реорганизации является частичное разгосударствление социальной инфраструктуры. Оно призвано решать во многом взаимосвязанные задачи:
- уменьшить давление на государственный бюджет расходов, связанных с содержанием социальных отраслей.
- повысить эффективность производства социальных услуг и его самоокупаемость, улучшить качество этих услуг, более рационально и экономно использовать имеющиеся материальные и человеческие ресурсы.
Обращение к негосударственным формам организации производства, мобилизация негосударственных источников его финансирования призваны обеспечить оптимальные условия для развития рынка социальных услуг. Тенденция к разгосударствлению должна привести к преодолению преобладавшей, основанной на монополии государства, модели социальных услуг.
Мировой опыт показывает невозможность автоматического перенесения общих принципов рыночных отношений, преобладающих в экономике, на социальную сферу. Здесь деятельность частного капитала, коммерциализация в потреблении социальных услуг имеют ограниченное применение. Это определяется объективными обстоятельствами, связанными с общественным предназначением социальной инфраструктуры.
Соотношение между государственными и коммерческими принципами в финансировании, производстве и распределении социальных услуг вытесняют естественным образом из тех общественных функции, которые выполняется на их основе в социальной сфере. На практике, однако, в финансировании общего гарантированного минимума социальных услуг участвуют, так или иначе, все население через налогообложение.
Другой принцип применяется с тем, чтобы удовлетворить платежеспособный спрос на социальные услуги, выходящие за пределы его минимального уровня. Рыночный принцип предусматривает предоставление социальных услуг
Один из них применяется с тем, чтобы обеспечить минимальные социальные гарантии для всего населения в удовлетворении социальных потребностей. Применение государственного принципа предусматривает видимость «бесплатного предоставления социальных услуг его непосредственным потребителям. На практике, однако, в финансировании общего гарантированного минимума социальных услуг принимает участие население через налогообложение.
Другой принцип применяется с тем, чтобы удовлетворить платежеспособный спрос на социальные услуги, выходящие за пределы его минимального уровня. Рыночный принцип предусматривает предоставление социальных услуг на основе их прямой оплаты из личных доходов негосударственных потребителей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.