Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 16

2. Для производителя в основу цены кладутся издержки  на оказание социальной услуги. Особенность неприбыльных организаций состоит в том, что их услуги оказываются как на возмездной, так и на безвозмездной основе. В случае платных услуг они покрываются за счет:

1)тарифа за услугу (изымается от потребителя)

2)дотаций из различных источников

3)доходов от собственной коммерческой деятельности в части других услуг.

В переходный период  перемены в области рынка услуг становятся неизбежными, охватывая все стороны ее деятельности.

Необходимость реорганизации социальной сферы диктуется несколькими причинами.  Среди них главную роль играют “внутренние”. К ним относятся недостатки самих социальных отраслей.

-  Во многом они обусловлены чрезмерной централизацией  и,  почти  полным огосударствлением во всех звеньях. Отсутствие конкуренции между отдельными производителями социальных услуг  и возможности выбора у потребителей во многом дестимулируют производительный труд работников социальной сферы, препятствуют достижению высокого качества и условия обслуживания. Отрасли социальной  инфраструктуры постоянно находятся   в неудовлетворительном состоянии, с точки зрения социальных и экономических потребностей общества. Методы осуществления нынешних коренных общественных преобразований во многом способствует его обострению. Это требует реорганизации всей сферы услуг.

-  Одним из важнейших этапов реорганизации является частичное разгосударствление социальной инфраструктуры. Оно призвано решать во многом взаимосвязанные задачи:

-  уменьшить давление на государственный бюджет расходов, связанных с содержанием социальных отраслей.

-  повысить эффективность производства социальных услуг и его самоокупаемость, улучшить качество этих услуг, более рационально и экономно использовать имеющиеся материальные и человеческие ресурсы.

Обращение к негосударственным формам организации производства, мобилизация негосударственных источников его финансирования призваны обеспечить оптимальные условия для развития рынка социальных услуг. Тенденция к разгосударствлению должна привести к преодолению преобладавшей, основанной на монополии государства, модели социальных услуг.

Мировой опыт показывает невозможность автоматического перенесения общих принципов  рыночных отношений, преобладающих в экономике, на социальную сферу. Здесь деятельность частного капитала, коммерциализация в потреблении социальных услуг имеют ограниченное применение. Это определяется объективными обстоятельствами, связанными с общественным предназначением социальной инфраструктуры.

Соотношение между государственными и коммерческими принципами в финансировании, производстве и распределении  социальных услуг вытесняют естественным образом из тех общественных функции, которые выполняется на их основе в социальной  сфере. На  практике, однако, в финансировании общего гарантированного минимума социальных услуг участвуют, так или иначе, все население через налогообложение.

Другой принцип применяется с тем, чтобы удовлетворить платежеспособный спрос на социальные услуги, выходящие за пределы его минимального уровня. Рыночный принцип предусматривает предоставление социальных услуг

Один из них применяется с тем, чтобы обеспечить минимальные социальные гарантии для всего населения  в удовлетворении социальных потребностей. Применение государственного принципа предусматривает видимость «бесплатного предоставления социальных услуг его непосредственным потребителям. На практике, однако, в финансировании общего гарантированного минимума социальных услуг принимает участие население через налогообложение.

Другой принцип применяется с тем, чтобы удовлетворить платежеспособный спрос на социальные услуги, выходящие за пределы его минимального уровня. Рыночный принцип предусматривает предоставление социальных услуг на основе их прямой оплаты из личных доходов негосударственных потребителей.