Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 100

Иначе говоря, неэффективность структуры расходов на социальную защиту населения в значительной мере определяется уравнительностью в распределении материальных благ и отсутствием должного учета фактора реальной нуждаемости в зависимости от уровня материальной обеспеченности. Обычно здесь выступает среднедушевой денежный доход семьи. Если на данный момент он оказывается ниже установленного минимума, семья считается бедной и законно претендующей на помощь государства. Как правило, это пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. Но в период кризисного состояния экономики особенно важно учитывать еще и имущественное состояние семьи или отдельного человека.

Разумеется, наличие у семьи с низким доходом таких предметов, как холодильник и телевизор, еще не повод, чтобы считать ее не нуждающейся в поддержке. Но владение такого рода имуществом, как автомобиль, гараж, дача и т.п. делает семью даже при низких доходах достаточно обеспеченной, и если такая семья и нуждается в помощи со стороны общества, то лишь во вторую очередь.

Случаи же совпадения низкого дохода с плохим имущественным положением характеризуют семью по-настоящему бедную, у которой в переходный период почти нет шансов выбиться из бедности.

Необходимо разграничить общие направления в государственной социальной политике и те, что характерны для данного конкретного периода.

Общим, на наш взгляд, является постоянное совершенствование законодательства в соответствии с задачами и функциями системы социальной защиты населения. Оно предполагает закрепление в Конституции Российской Федерации полного комплекса гарантий прав человека на самообеспечение, а также подготовку нормативных актов, регулирующих соответствующее перераспределение доходов в сторону повышения доходов малоимущих слоев населения.

В рыночной экономике неизбежно возникает неравенство в распределении доходов и общественный сектор стандартизирующе воздействует на это. Граждане платят налоги, а взамен получают услуги общественного сектора или различные пособия, так называемые «трансферты» или «возвратные платежи». Это, к примеру, пособия для детей и по безработице, пенсии.

Кроме прямых, имеется немало косвенных методов перераспределения доходов, проходящих через налоги и государственные расходы. Если, например, малоимущие слои населения подвергаются льготному налогообложению, то, даже ничего не получая из бюджета, они становятся обладателями более высоких доходов, что несколько уменьшает несправедливость рыночного распределения. Аналогично влияет избирательная процедура распределения бесплатных услуг, когда, скажем, бедняки получают преимущественное право доступа к государственному здравоохранению, государственный контроль над ценами на монопольных рынках и др. Все эти меры, помогая сделать распределение более справедливым, в то же время не оказывают сколько-нибудь заметного негативного воздействия на ход рыночных процессов. Кроме того, каждый успех в борьбе с инфляцией можно расценивать как шаг к ликвидации вызванного ею социального неравенства.

В экономической науке постоянным источником дебатов является вопрос, насколько далеко может зайти политика выравнивания доходов, не нанося при этом ущерба возможностям экономического роста. При выборе ответа часто большую роль играют политические и идеологические ценности. Более консервативные экономисты и политики обычно отстаивают точку зрения, согласно которой далеко идущие стремления к уравнительности таят опасность подрыва экономического роста. Более радикальные, напротив, отмечают, что даже весьма обширное вмешательство в рыночное распределение совместимо с нормальным экономическим ростом.

Однако надо иметь в виду, что стратегия активной социальной политики неодинакова на различных этапах экономической реформы, что определяется целями и содержанием осуществляемых преобразований.

На этапе кризисного развития первостепенное значение приобретают следующие задачи.

- социальная поддержка наименее защищенных групп людей, предотвращение распада непроизводственной сферы, сдерживание массовой безработицы и недопущение формирования зон социального бедствия,

- введение системы минимальных гарантий, нормативов и разработка Закона о минимуме стандартной жизни;