Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 46

n Обеспечение занятости, в том числе временной. 1. Взаимодействие служб занятости с работодателями по сбору информации о вакансиях постоянных и временных рабочих мест, в том числе общественные работы. 2. Стимулирование переезда беженцев и вынужденных переселенцев в сельскую местность.

n Создание сети профессиональных училищ (их объединений) по переподготовке, подготовке и повышению квалификации высвобождаемых работников, незанятых, безработных.

n Материальная поддержка безработных и членов их семей.

n Создание сети автоматизированной системы управления службой занятости.

n Создание собственной учебной базы подготовки квалифицированных работников службы занятости.

Утверждено положение о Государственном фонде занятости. Он находится в структуре государственных органов управления, в Федеральной службе занятости. Но это внебюджетный фонд. Его средства не  включаются ни в федеральный, ни в региональные бюджеты. Средства Фонда складываются из страховых взносов, которые должен выплачивать каждый работодатель, использующий наемную рабочую силу, и каждый работник со своего заработка. Это происходит в обязательном порядке. Дополнительными могут быть ассигнования из бюджетов всех уровней, благотворительные пожертвования, добровольные взносы.

Основное назначение Фонда занятости - финансирование мероприятий, связанных с реализацией программы занятости.

Региональные службы занятости разрабатывают свои программы занятости, которые утверждаются в головной организации.

Вместе с тем, собственные финансовые ресурсы ФСЗ ограничены и достаточны лишь для выплаты пособий по безработице. На современном этапе отсутствует возможность проводить активную политику на рынке труда. Непосредственное содействие малому бизнесу, оказываемое службой занятости, носит весьма ограниченный характер. По существующему законодательству финансовая помощь может быть, предоставлена только фактически безработным в размере 12-месячного пособия, что не позволяет Фонду занятости оказывать заметное воздействие на развитие малого предпринимательства.

В тоже время финансовая помощь службы занятости предприятиям в создании и сохранении рабочих мест является преобладающей в большинстве регионов России. Помощь предприятиям оказывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется региональными центрами службы занятости и по результатам отбора предоставляется за счет средств Фонда занятости льготный кредит предприятиям, гарантирующим трудоустройство определенного числа безработных.

Фактически, как правило,  происходит подмена терминов. Значительная часть средств по этой статье связана не с  программами создания или сохранения рабочих мест, а с субсидированием заработной платы и пополнением оборотных средств. Реальные проекты создающие дополнительный спрос на рабочую силу обычно коммерчески выгоды и предприятия на цели их реализации берут обычные коммерческие кредиты.  Кредиты ФЗ по своим размерам не могут быть базой для серьезных мер по созданию новых рабочих мест.

Финансовая помощи предприятиям, сглаживающая напряженность на рынке труда полезна только в качестве временной меры. Ее длительное применение без осуществления структурных сдвигов производства «консервирует» ситуацию. Финансовая помощь Фонда занятости может оцениваться как форма дотирования убыточных звеньев экономики.

Каждый регион России заинтересован в развитии у себя как можно большего числа малых и средних предприятий. Они увеличивают число налогоплательщиков, сглаживают напряжение на рынке труда, расширяют емкость товарных рынков. Но ни фонды региональных администраций, ни фонд службы занятости  не располагают необходимыми финансовыми возможностями. Такими возможностями обладают коммерческие банки.