Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 94

В настоящее время в России создается нормативная база по  защите окружающей среды. В 1991 году принят закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Закон впервые определил приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для его труда и отдыха перед осуществлением экономической деятельности. В нем закреплены обязательность экологической экспертизы, действительность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования. Впервые существенно расширены и конкретно определены права граждан и общественных объединений на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, а также закреплены гарантии реализации указанных прав. Прогрессивным моментом в законе является положение по выделению финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой. Впервые введено понятие «экологическое преступление», а также дифференцирована ответственность за различные правонарушения в сфере экологии на дисциплинарную, материальную, административную и уголовную. Закон является правовым актом прямого действия. Экологическое законодательство в 1995 году дополнено законом «Об экологической экспертизе», принятом в 1995 году.  Он направлен на реализацию конституционного права граждан  на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных экологических последствий хозяйственной и иной деятельности.

Утверждено Положение об оценке воздействия на окружающую среду в РФ. Данная оценка представляет собой процедуру учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Она организуется с целью выявления и принятия, необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации хозяйственной или другой деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при  подготовке следующих документов.

1.Концепции, программы (в том числе инвестиционные) и планы отраслевого и территориального социально-экономического развития.

2.Схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов.

3.Градостроительная документация (генеральные планы городов, проекты и схемы детальной планировки).

4.Документация по созданию новой техники, технологии, материалов  и веществ.

5.Предпроектные обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования и проекты строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и иных объектов и комплексов.

Также действует система штрафов, налагаемых на предприятия в случае превышения количества вредных выбросов в атмосферу. Иными словами  административные меры воздействия используются достаточно широко. Наша страна нуждается в более свободном использовании экономических инструментов регулирования окружающей среды. Их преимуществами по сравнению с «административно-командными» методами экологического регулирования являются меньшая нагрузка на государственный бюджет и большая гибкость в выборе средств оздоровления окружающей среды. Фактически постепенный переход к экономическим инструментам экологической политики в России начат. Он пока не носит системного характера, не стал приоритетным направлением. Действующий экономический механизм платы за выбросы вредных веществ содержит недостатки методологического характера. Методика расчетов платежей  не дифференцирована по регионам.

Тема 10. Социальная защита  и поддержка населения на региональном уровне.

Переход к рыночной экономике требует коренного изменения существовавшей системы социальной защиты. Ответственность за социальную защиту людей в сегодняшних условиях должно нести не только государство в привычном понимании, но и отдельные регионы, трудовые коллективы, непосредственно сами граждане. Новая концепция социальной защиты исходит, прежде всего, из дифференцированного подхода к различным категориям граждан: