Возникла необходимость сочетания различных групп интересов в процессе производства в новых условиях. Требовалось изменить весь механизм его реализации. Для этого были разработаны организационно-правовые и методические основы действия механизма коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
Социально-трудовые отношения в РФ приобретают новые, характерные для рыночной экономики черты. Существенно меняется характер трудовых конфликтов. На рынке труда лишь создаются предпосылки для развернутого социального партнерства.
Социальное партнерство - трехстороннее сотрудничество субъектов трудовых отношений (органов государственной власти, работодателей, наемных работников) для достижения определенных целей. 1. Обеспечение защиты интересов участников трудовых отношений, прежде всего наемных работников. 2. Снижение числа коллективных трудовых конфликтов. 3. Заинтересованное участие наемных работников в совершенствовании организации труда и управлении производством.
Указанные цели реализуются через заключение соглашений различного уровня: регионального, отраслевого, территориального. Таким соглашением на уровне предприятия является коллективный договор. Коллективный договор есть своего рода коллективная защита интересов работника в вопросах увольнений, заработной платы, условий труда и т.д. Прежде вопросы организации труда, включая его оплату, решались государством. Оно являлось монопольным работодателем. Самостоятельность, которую стали приобретать социальные партнеры, четкое разграничение их функций повышают роль договорных форм регулирования трудовых отношений. Коллективно-договорными формами охвачены производственная и непроизводственная сферы экономики на всех уровнях.
Таблица 2
Заключение коллективных договоров и соглашений
Виды договорных форм |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
Коллективные договоры |
59692 |
121620 |
98513 |
Территориальные соглашения |
62 |
176 |
188 |
территориальные отраслевые соглашения |
241 |
408 |
338 |
Двусторонние |
|||
Ежегодно заключаются Генеральное соглашение, более 60 отраслевых и межотраслевых тарифных соглашений. Аналогичная работа ведется и в субъектах РФ. Активную роль в процессе формирования новой системы трудовых отношений должны играть региональные органы власти, поскольку многообразие условий в регионах России предполагает наличие специфических вариантов формирующейся региональной политики в социально-трудовой сфере.
В НСО работа администрации области по созданию рабочих мест, предотвращению массовой безработицы, содействию трудоустройству граждан, ищущих работу, осуществляется в рамках трехстороннего соглашения между областными объединениями профсоюзов, союзом работодателей и администрацией. На 1998-1999 гг. в Новосибирской области действует трехстороннее региональное соглашение, два отраслевых (по народному образованию и сельскому хозяйству), одно территориальное соглашение и примерно 1400 коллективных договоров.
Однако необходимо отметить, что коллективные договоры (основной инструмент согласования различных групп интересов на предприятии) не оправдывают себя в полной мере. Примерно на трети обследованных предприятий страны такие договора не были заключены или о них ничего не знали опрашиваемые. Еще треть респондентов считают, что коллективный договор частично гарантирует удовлетворение личных интересов трудящихся. За период 1996-1997 гг. практика заключения коллективных договоров существенно увеличилась.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.