Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 78

В  Великобритании национальная система здравоохранения существует с 1948 года. Но и в этой стране с 1991 года идет реформа. Принципы организации здравоохранения остаются неизменными, но взаимоотношения медицинских учреждений, врачей общей практики и органов управления здравоохранения меняются, ориентируются на рыночные принципы. При этом Великобритания - это одна из немногих стран, где существует понятие  «лист ожидания». То есть пациент ожидает плановой медицинской помощи в течение определенного времени, причем речь может идти о месяцах и более. В Италии государственная система здравоохранения начала функционировать с 1979 года. Параллельно постоянно растет объем платных услуг. Подобная ситуация и в Греции, также развивающей государственное здравоохранение. Однако по оценкам специалистов, объем теневой экономики в медицине превышает государственные расходы на здравоохранение. Современный план реформирования системы здравоохранения в США предусматривает сохранение и развитие медицинского страхования. При этом оно должно стать обязательным и должна быть усилена роль государства в его регулировании.  

Обязательное медицинское страхование остается основным принципом организации и финансирования медицинской помощи в абсолютном большинстве развитых стран мира. Оно позволяет гражданам эффективно использовать свои права при получении медицинской помощи. В то же время страхование позволяет наиболее демократично повышать ответственность граждан за свое здоровье и выполнение предписаний врача.

5. Предпринимательство в здравоохранении.

Страховая медицина в ее нормальном виде - это результат сформировавшихся рыночных отношений, а не инструмент перехода к рынку. Все мировые системы страхования здоровья основаны на выделении производителей медицинских услуг в самостоятельные, владеющие собственностью и являющиеся субъектами права учреждения. Поэтому в переходный период предлагается  формирование рынка медицинских услуг посредством хозрасчетной медицины. При этом средства за лечение больных поступают непосредственно в лечебное учреждение. Смешение бюджетной и хозрасчетной собственности создает практически неконтролируемое поле денежных манипуляций.

Целесообразно разграничение функций государственных (бюджетных) и хозрасчетных лечебных заведений. Первые, как и прежде, должны обслуживать престарелых, неимущих, оказывать скорую и неотложную помощь и т.д., имея для этого бюджетное финансирование. Вторые, хозрасчетные, должны пойти по пути юридического разукрупнения многокоечных стационаров на небольшие мобильные лечебные заведения, для создания рынка медицинских услуг, избавления от избыточного коечного фонда и неквалифицированного персонала.

Развитие предпринимательства в здравоохранении призвано преодолеть монополию государственных органов управления, обеспечить более высокую степень самостоятельности лечебно-профилактических учреждений, повысить экономическую мотивацию медицинского персонала.

До недавнего времени лечебно-профилактические учреждения были выведены из системы экономических отношений. Их деятельность жестко регламентировалась. Финансирование шло по объемным показателям - число коек, число посещений и т.п. В современных условиях происходит смена взаимоотношений медицинских учреждений с органами управления здравоохранения. Изменяется субъект управления, трансформируются права медицинских работников.

Вместе с тем, необходимо реально оценивать понятие эффективности здравоохранения. Оно имеет внешний и внутренний аспект. Внутренний аспект эффективности означает производство данного набора благ с наименьшими затратами. Внешний аспект эффективности отражает способность производить с наименьшими затратами оптимальный набор благ, в наибольшей мере отражает структуру общественных потребностей. Внутренняя эффективность - это умение делать вещи нужными методами. Внешняя эффективность - это способность делать нужные вещи. В здравоохранении, где индивидуальный спрос не всегда лучший регулятор распределения бюджетных средств, возможности конфликта между двумя аспектами эффективности весьма значительны.