Понятие и содержание социальной политики в регионе. Социальная сфера региона. Уровень жизни населения региона. Миграционные процессы в регионе и их социальные последствия, страница 36

Новая редакция закона значительно расширяет границы его действия. Его гарантии распространяются на всех жителей России без ограничений по цензу оседлости. Если раньше закон распространялся только на тех, кто проживал в стране не менее шести месяцев, то теперь это условие снято, что, естественно, облегчит трудности безработицы  и для тех граждан, которые проживали до обращения в службу занятости на территории других государств.

Положения нового закона охватывают всех инвалидов, в то время как прежде гарантии занятости и защиты от безработицы были адресованы только инвалидам 3-й группы.

Данный закон стал регулировать вопросы выбора профессии и получения профессионального образования для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Положения закона распространены и на граждан РФ, проживающих за рубежом. Гарантии государства по реализации их прав определяются международными договорами (соглашениями) РФ.

Таким образом, не смотря на особенности развития российской экономики, сегодня в нашей стране складываются условия для формирования и функционирования рынка труда, способного гибко и быстро реагировать на динамику экономического развития в условиях создающегося рыночного механизма.

Участники современного рынка труда. Субъектами отношений современного рынка труда являются работодатели, наемные работники, и посредники (государственные и негосударственные), обслуживающие соединение факторов производства.

Работодатели и наемные работники являются основными действующими лицами на рынке труда. Сила работников на рынке определяется их способностью контролировать предложение труда, сила работодателей - способностью контролировать спрос на труд.

Государство выполняет функцию ограничения конфликтов между работниками и работодателями и регулирует с помощью ряда средств их взаимоотношения на рынке труда: определяет юридический статус действующих субъектов на рынке труда, регулирует отношения между этими субъектами посредством трудового законодательства. Государство прямо ограничивает виды трудовых соглашений, которые работники и работодатели обязаны согласовать с помощью ряда законов. Кроме того, оно часто само является крупным работодателем.

На рынке труда работодатели и наемные работники находят друг  друга  посредством  различных каналов. На рисунке 2  показаны основные способы трудоустройства лиц, ищущих работу, и методы поиска работодателем  кандидатур  для  заполнения  вакансий.  Кроме  непосредственного, прямого сближения и соединения предложения рабочей силы и спроса на работников на рынке труда существуют специальные структуры, которые нацелены на формирование системы взаимоотношений между этими субъектами рынка. Речь идет об инфраструктуре рынка труда, которую можно, в настоящее время, разделить на две основные группы: государственную службу занятости и частные агентства по трудоустройству.

Главным посредником на рынке труда в промышленно развитых капиталистических странах являются государственные службы трудоустройства. Среди наиболее типичных функций этих служб можно назвать следующие:

1. регистрация свободных рабочих мест и безработных, достижение баланса между ними, направление безработных по конкретным адресам;

2. профориентация и консультирование по проблемам занятости, подготовка и переподготовка безработных;

3. распространение информации о рынке рабочей силы, маркетинг услуг по трудоустройству;

4. оказание активного содействия специальным группам (инвалиды, эмигранты, выпускники учебных заведений и др.), регистрация лиц, которым полагается пособие по безработице.

                   

 


Основные пути                                       Внешние источники

трудоустройства:                         заполнения вакансий:

 


   наемный             подача объявлений в                           ответы на объявления            работо-