Министерство образования Российской Федерации
Новосибирская Государственная Академия Экономики
и Управления
«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ»
ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ
для студентов всех форм обучения
специальности 06.12.00. "Менеджмент в социальной Сфере"
Новосибирск
2001
Текст лекций рассмотрен на заседании кафедры "Менеджмент в социальной сфере"
Протокол №1, от 1 сентября 2001 г.
Текст лекций рассмотрен на заседании кафедры "Менеджмент в социальной сфере", протокол № 2 от 17.09.01 г.
Составлен к.э.н., доцентом кафедры менеджмента в социальной сфере
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ.
1. Регион и региональная политика.
2. Понятие и сущность социальной политики.
3. Особенности и составные части социальной политики в регионе.
4. Объект и субъекты социальной политики в регионе.
5. Методологические подходы к формированию и реализации социальной политики в регионе.
1. Регион и региональная политика.
Россия находится в настоящее время на переходном этапе развития. Для него характерны две все усиливающиеся тенденции. Во-первых, суверинизация и стихийность жизнедеятельности регионов в аспекте их управления. Во-вторых, автономизация и некомплексность региональных хозяйств в аспекте их функционирования (монорегионы, однобокость развития). Поэтому на сегодняшний день актуальными являются следующие проблемы.
1. Прогнозирование регионального (территориального) развития страны.
2. Регулирование и управление региональным (территориальным) развитием.
Рассматривать указанные проблемы целесообразно в комплексе аспектов функционирования региональной системы «население-хозяйство-территория», во взаимосвязи ее подсистем. В этих сферах протекают основные процессы жизнедеятельности регионального сообщества. Само существование человека обуславливается характером и направленностью развития данных подсистем, то есть региональным развитием. Поэтому региональная политика выступает системообразующим фактором максимально полного развития части территории государства (региона).
Региональная политика - это относительно новое общественное явление. Оно зарождалось и развивается в процессе социального, экономического и политического реформирования, прежде всего на региональном уровне. Реализуется политика в форме самосознания региональной общности, имеющей возможность создавать собственные органы власти и управления и руководствоваться в своем социально-экономическом развитии интересами региона в сочетании с задачами государственного и общественного развития.
Регионализация означает осознание, по крайней мере, частью населения своей принадлежности к общности, намного меньшей, чем страна в целом. Речь может идти как об этнических, так и территориальных общностях. При этом процесс, связанный с территориальными общностями, можно считать прогрессивным, так как он не противоречит, а способствует процессу внутригосударственной интеграции. Сочетание интеграции и регионализации предполагает восстановление и сохранение этнических и региональных традиций.
Региональная политика рассматривает регион как целостный комплекс, характеризующийся нарастающим и системным единством социального, экономического, демографического, расселенческого, научно-технического развития. Процесс регионализации подразумевает выполнение нескольких условий. Первое. Диверсификация экономического пространства. Второе. Развитие межрегиональных связей и отражение этих процессов в содержании социально-экономической политики. Третье. Своеобразие социально-экономических стратегий, проектов, программ развития, представляющих природный, промышленный, финансовый, научно-технический кадровый, административный потенциал региона. Четвертое. Относительная автономность в выборе приоритетных ориентаций на мировые, федеральные и региональные образцы поведения и развития.
Пространственные различия в обеспеченности ресурсами, уровне экономического развития, качестве жизни населения характерны для нашей страны. Она отличается уникальными природными и значительными социально-экономическими диспропорциями в территориальном плане. Региональная политика, понимаемая как деятельность государственных органов власти по управлению социально-экономическим развитием государства в региональном аспекте, должна исходить из необходимости согласования интересов различных общностей и основываться на анализе взаимодействия региональных систем расселения, хозяйства и природопользования.
Существует несколько подходов к рассмотрению проблематики регионального развития.
1.Первый подход основан на тесной связи, существующей между региональным развитием и феноменом маргинализации, привлекающим внимание общества и правительства к росту доли населения, живущей за чертой бедности. Помощь маргинальным слоям связана с разносторонним развитием регионов. Ее масштабы расширяются, формы совершенствуются, накапливается ценный опыт.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.